Греческий кульбит

Опубликовано
Греция обратилась к Ирану с просьбой стать основным поставщиком топлива в страну. Более двух десятков европейских трейдеров крупных нефтяных компаний и торговых домов подтвердили, что отсутствие банковского финансирования заставило Грецию остановить покупки сырой нефти из России, Казахстана и Азербайджана. Впрочем, для Казахстана потеря «клиента» весомой не станет.

Греция обратилась к Ирану с просьбой стать основным поставщиком топлива в страну. Более двух десятков европейских трейдеров крупных нефтяных компаний и торговых домов подтвердили, что отсутствие банковского финансирования заставило Грецию остановить покупки сырой нефти из России, Казахстана и Азербайджана. Впрочем, для Казахстана потеря «клиента» весомой не станет.

Крупные международные нефтяные компании не хотят иметь дело с Грецией – из-за того, что в стране назревает финансовый кризис, грозящий перекинуться на другие страны Еврозоны. «Наш финансовый отдел просто отказывается иметь с ними дело. Не потому, что они не платят. Это – просто мера предосторожности», – рассказал агентству трейдер крупного торгового дома. «Мы не смогли найти какой-нибудь банк, который согласился бы финансировать нас. Ни один банк не хочет финансировать сделку с ними. Мы упустили там несколько хороших возможностей», – сказал другой трейдер.

Греция обратилась к Ирану – как к поставщику, гарантирующему поставки, несмотря на растущее давление со стороны Вашингтона и Брюсселя – с целью задушить торговлю в рамках кампании против ядерной программы Тегерана.

По мнению аналитика-макроэкономиста АО «Брокерский Дом «Jazz Capital» Даната Намазбаева, реакция США и ЕС – главная цель подобных решений греческого правительства. «Идет своего рода торг со стороны Греции, целью которого является лояльность по отношении к этой стране со стороны ведущих мировых экономических центров в части финансирования греческих долговых проблем. По идее, Греция – как член НАТО и союзник США – должна следовать единой жесткой позиции в отношении Ирана, и это решение не может не волновать США. Однако фактическая реализация идеи получения иранской нефти имеет много сложностей, главная из которых – транспортировка. Все объемы должны будут идти морским путем, США же и их союзники имеют много возможностей для блокирования морских путей, чтобы сократить эти поставки до минимума», – сказал он.

Как отметил экономист Института политических решений Сергей Смирнов, Греция вынуждена работать с Ираном, поскольку остальные государства не верят, что Греция сможет расплатиться по кредитам. Однако г-н Смирнов полагает, что ЕС и США не станут препятствовать транспортировке иранской нефти в Грецию. «Учитывая крайне тяжелую ситуацию в Греции, полагаю, что никакого серьезного давления на обе страны ни ЕС, ни США по этому вопросу оказывать не будут», – добавил он.

Для Ирана – это небольшая локальная победа, считает аналитик отраслевого отдела АО «БТА Секьюритис» Ерлан Кульбаев. «Сегодня мало кто сомневается, что власти ЕС, и без того затратившие немалый объем ресурсов в попытке вытянуть Грецию из «долговой ямы», навряд ли будут готовы предоставить гарантии европейским нефтяным трейдерам по кредиторской задолженности этой страны. Куда более очевидным кажется исход, при котором монетарные власти ЕС попросту закроют глаза на происходящее, предоставив Греции самостоятельно искать пути выхода из создавшейся ситуации», – отмечает аналитик.

Сложившаяся в Греции ситуация толкает руководство этой страны на принятие порой отчаянных решений, однако однозначно говорить о том, что импортеры отказываются продавать нефть в долг, было бы некорректно. В любом случае, новые условия сделок должны быть согласованы путем переговоров, однако в данном случае это выглядит как односторонний шаг со стороны Греции, что позволяет сделать вывод о чисто политическом торге.

Безусловно, в использовании одного поставщика имеется большой риск, но, скорее всего, Греция обладает определенными запасами нефти и нефтепродуктов, чтобы как-то протянуть время до фактических поставок сырья. «Для Казахстана на данный момент никакой угрозы нет, удельный вес Греции в общем экспорте составляет 0,7% из почти 80% топливно-энергетического экспорта», – заверил г-н Намазбаев.

Ежегодные расходы Греции на импорт нефти составляют около 10–12 млрд евро, или около 5% ВВП страны. Потребление за год составляет 120 млн баррелей. 10% нефти, поставляемой в Грецию Казахстаном, составляет 12 млн баррелей. При этом в сутки Казахстан поставляет на экспорт около 1 млн баррелей. «Таким образом, весь годовой объем поставляемой в Грецию нефти Казахстан может вывезти всего за 12 суток», – отметил г-н Смирнов.

Греция не имеет отечественной добычи и зависит от импорта нефти. По данным Европейского союза, в 2010 году 46% нефти Греция импортировала из России и 16% – из Ирана. Саудовская Аравия и Казахстан поставили по 10%, Ливия – 9% и Ирак – 7%.

«Опальный» экспортер Иран – из-за ядерной программы – для многих стран находится в «чёрном» списке и испытывает проблемы со сбытом. Тем не менее, Иран экспортирует продукцию более чем 2,9 тыс. наименований в 161 страну. В частности, в 2009 году экспорт ИРИ составил (в млрд долл. США): в Японию – 9,9, Китай – 9,2, Турцию – 5,1, Италию – 4,5, Южную Корею – 4,0, Нидерланды – 3,2, Францию – 2,7, Южную Африку – 2,7, Испанию – 2,3, Грецию – 2,0.

Читайте также