Как введение роялти снизит бюрократию в металлургии
Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Тимур Токтабаев 12 июня объяснил, почему его ведомство выступает за замену налога на добычу полезных ископаемых на роялти при налогообложении горно-рудных и металлургических компаний.
«Когда мы разрабатывали кодекс о недрах и перенимали зарубежный опыт, мы смогли имплементировать только часть большой системы, и это связано с налогами: Казахстан – единственная страна, которая проверяет налоги по добытому сырью в соответствии с утвержденными запасами. Вот поэтому мы вместе с Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий выступаем за то, чтобы поскорее ввести роялти», – сказал Токтабаев в ходе форума AMM в Нур-Султане.
Он напомнил, что в стране действует норма, при которой в случае отклонения запасов той или иной компании от утвержденных ранее более чем на 20% она должна вновь проводить согласование, в том числе с фискальными целями.
«И мы все очень мучаемся, потому что коэффициент неподтверждения при утверждении запасов до 40 и более процентов достигает, а все риски ложатся на плечи недропользователей, что неправильно и некомфортно», – заметил вице-министр.
По его мнению, использование данных подсчета запасов и государственного баланса, которые аккумулирует комитет геологии, не должны использоваться для фискальных целей, роялти же, при котором налогообложение начинается с момента продажи добытого сырья, а не с момента его извлечения, в отличие от НДПИ, делает сведения о доказанных запасах компаний с фискальной точки зрения бессмысленными.
«Тем не менее сейчас взять и перестроить все одномоментно очень сложно – это связано с бюджетными процедурами, но мы в рамках рабочих групп стремимся к тому, чтобы реформы в этой отрасли продолжились, потому что гонять эти отчеты о запасах по госорганам уже никакого смысла нет. И мы предполагаем, что с роялти и с отчетностью для целей налогообложения разберемся, найдем компромисс с нашими коллегами из фискального блока и упростим эту систему максимально», – заключил он.
В апреле этого года исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец предложил ускорить переход Казахстана на уплату роялти вместо налога на добычу полезных ископаемых. По его словам, внедрение роялти позволит горно-рудным и металлургическим предприятиям перейти на «новые переделы».
При этом, по мнению Радостовца, ставки роялти в Казахстане должны быть ниже, чем у других государств, где развит сектор ГМК ввиду отдаленности республики от мировых рынков и дополнительных затрат металлургов ввиду климатических условий страны.
«И есть много других факторов, которые должны нам дать возможность убедить тех, кто формирует налоговую политику, сделать ставки как можно скорее понятными, прозрачными и главное – по величине такими, чтобы заинтересовать компании выстроить проекты по переработке металлов, которые Казахстан сейчас выплавляет», – заключил Радостовец.
Процедура уплаты роялти предполагает выплату налогов по факту продажи произведенной продукции, налог на добычу полезных ископаемых взимается сразу после добычи сырья на месторождении без факта его продажи.