Новый Экологический кодекс может обанкротить промышленные предприятия

Опубликовано
Общественники уверены: ряд норм нового экологического законодательства нуждается в пересмотре, так как они противоречат интересам бизнеса

Принятие нового Экологического кодекса может обернуться для старейших промышленных предприятий банкротством. Эти и другие важные моменты производственники обсудили совместно с представителями профильных ведомств на III Международном экологическом форуме Uralsk Green Forum. 

Выбросы минимальные

Организатором форума выступил консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» (КПО) – генеральный разработчик Карачаганакского месторождения нефти и газа.

«Непосредственной нашей целью является достижение мировых стандартов по выбросам при добыче нефти и газа, мы также работаем над новыми технологиями, чтобы снизить выбросы от факельного сжигания попутного газа в окружающую среду», – отметил в начале встречи генеральный директор КПО Эвин Блом. По его словам, КПО достигло высоких результатов – на 99,9% попутные газы при добыче углеводородов уже не сжигаются на факелах, отжиг компания производит только во время проведения буровых работ. 

Экс-аким ЗКО Алтай Кульгинов сообщил: ряд предприятий области в рамках концепции «зеленой» экономики уже перешли на экологичное производство. Так, к примеру, компания «Стекло Сервис» производит закаленное энергосберегающее стекло, компания «Кублей» выпускает костную муку на корм птице из отходов от забитого на мясо скота. ТОО «Пош Руно» наладило переработку шкур скота, которые когда-то многие фермеры просто выкидывали. 

Руководитель департамента экологии по ЗКО Ербол Куанов в свою очередь рассказал, что на сегодня выбросы загрязняющих веществ по области составляют 63 тыс. тонн в год. К слову, по республике ЗКО считается самым чистым регионом. Доля области в общем объеме выбросов по стране составляет 2,5%. 

«Нами разработан комплексный план по охране окружающей среды, и к 2026 году, даже при работающих заводах и предприятиях и введении в эксплуатацию новых производств, мы намерены удержать показатель 63 тыс. тонн выбросов в год», – заявил глава экологического ведомства. По его словам, это будет сделано за счет внедрения «зеленых» технологий на производстве. Для этого все недропользователи по области уже разработали планы природоохранных мероприятий. Уже сейчас, по словам спикера, в ЗКО 30% отходов производства идут в переработку. «К 2026 году мы намерены добиться того, чтобы предприятия пускали во вторичную переработку до 70% своих отходов», – заключил г-н Куанов.

Крупным загрязнителям – особое внимание

Главный консультант отдела обеспечения деятельности Комитета по вопросам экологии и природопользования мажилиса парламента РК Нургазы Жанашев в ходе своего выступления подчеркнул, что уже в декабре этого года на рассмотрение в парламент поступит проект нового Экологического кодекса. Новый законодательный документ предполагает отказ от тотального экологического регулирования природопользователей: основной фокус контролирующих органов будет на крупных природопользователях, на долю которых приходится до 80% эмиссий в окружающую среду. Эти предприятия войдут в первую категорию природопользователей. Для осуществления эмиссий в окружающую среду они с 2025 года будут получать комплексные экологические разрешения (КЭР), в которых будут не только определяться нормативы эмиссий, но и прописываться меры сокращения выбросов в окружающую среду. 

Исполнительный директор Казахстанской Ассоциации нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY Рустем Кабжанов пояснил, что одним из проблемных моментов нового Экологического кодекса для всех действующих предприятий является как раз переход на КЭР с целью снижения негативного влияния на окружающую среду.

«Большинство предприятий, которые работают в Казахстане, были построены в советское время – это касается энергетических предприятий, металлургических комплексов, часть предприятий нефтегазового сектора – «УзеньМунайГаз», «ЭмбаМунайГаз»», – говорит он. Износ этих предприятий очень большой, отметил г-н Кабжанов. Применяемые технологии в области охраны окружающей среды спроектированы и реализуются по советским стандартам. Если этот блок предприятий перевести на КЭР, то это повлечет для них колоссальные затраты, и эти предприятия могут просто обанкротиться, уверен спикер.

При этом, по его словам, Министерство энергетики не предусматривает отказ предприятий первой категории от КЭР – их введение должно произойти в течение 10–12 лет. И эта норма законодательства, по его мнению, нуждается в пересмотре.

Пожалеть «дойную корову» 

Также, по мнению г-на Кабжанова, все штрафы за правонарушения в области экологии должны идти на финансирование природоохранных инициатив и проектов.

«Если правительство декларирует, что нам необходимо улучшить экологическую обстановку, ужесточить меры к загрязнителям, внедрять лучшие технологии, то необходимо находить разумный компромисс в диалоге с предприятиями-недропользователями, промышленным блоком», – говорит Рустем Кабжанов. 

Как отметил спикер, с 1 января 2021 года планируется повысить в два раза действующие ставки платы за эмиссии в окружающую среду, эти же ставки вдвое будут повышены также с января 2024 года и в начале 2027 года. 

«Но если корову постоянно только доить и не кормить, она просто умрет. Необходимы адекватные ставки платы за эмиссии, чтобы предприятия имели возможность работать над улучшением экологической ситуации», – поделился своей точкой зрения Рустем Кабжанов.

Председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева в ответ на выступление спикера заметила, что у нее вызывает неприятие ситуация, касающаяся компенсирования государством части затрат недропользователей на природоохранные мероприятия, так как, по ее мнению, создается впечатление, что «жертва должна еще и платить». Чуть позже она рассказала СМИ, что результатом принятия нового Экологического кодекса станет значительное снижение выбросов загрязняющих веществ за счет того, что все предприятия первой категории – в основном недропользователи – будут мотивированы на то, чтобы модернизировать свое производство: менять узлы, агрегаты, переходить на новые технологии производства.

«Новый документ внятно и поэтапно прописывает механизмы, как должен действовать недропользователь, чтобы не платить огромные штрафы, постепенно снижать свои выбросы и по каким критериям и нормативам будет производиться оценка этих выбросов», – пояснила г-жа Соловьева.

Читайте также