Чем запомнился январь для мировых рынков и Казахстана
В январе ралли на мировых рынках, начатое в ноябре, получило свое продолжение. Цены на нефть сорта Brent выросли за месяц на 7,2%, достигнув $55,5 за баррель (а в моменте доходили даже до $57,4). При этом цены впервые достигли уровней конца февраля прошлого года, когда начиналась массовая продажа вследствие развития пандемии. В целом с ноября цены на нефть находятся в восходящем тренде, а на локальном уровне происходит консолидация цен в районе $55 с возможным прорывом вверх. Однако в долгосрочной перспективе цена приблизилась к трехлетнему нисходящему тренду, от которого и упали цены в начале 2020 года. Поэтому дальнейший локальный рост, по всей видимости, пока будет ограничен $59–60 за баррель.
В то же время казахстанский фондовый рынок в лице индекса KASE вырос на 4,4% в течение января, практически достигнув исторических максимумов, установленных в июле 2007 года. До исторического максимума не хватило чуть меньше 4 пунктов. Этим рекордным днем стало 15 января, когда акции Народного банка резко выросли на 8,5% в течение двух дней, а акции «КазТрансОйла» также поддержали это движение, увеличившись в цене на 1,64%. В целом в январе основными драйверами роста индекса стали акции Народного банка и KAZ Minerals.
Также неплохо подросли акции «КазТрансОйла», «Кселл» и «Казатомпрома». Причем «Казатомпром» и «КазТрансОйл» к середине января в моменте показывали рост в 17 и 8% соответственно. Акции Народного банка, так же как и «КазТрансОйла», вероятнее всего, выросли на фоне ожидаемых дивидендов. Январь обычно становится первым месяцем преддивидендного роста на KASE. Акции KAZ Minerals продолжили рост на фоне новостей о выкупе и высоких ценах на медь. К тому же на LSE бумага достигла важного горизонтального уровня 7,4 фунта, который необходимо будет пробивать для дальнейшего роста. Вероятнее всего, на фоне дивидендного ралли перед годовыми отчетами мы увидим обновление исторических максимумов индекса в течение февраля.
Обменный курс тенге в январе
Рост цен на нефть в течение января не помог тенге укрепиться. Практически весь первый месяц года курс был очень стабильным и держался в районе 419–421 тенге. Однако к концу января курс доллара подрос на 0,6%, во многом из-за небольшой просадки цен на нефть. Позитивное движение цен на нефть в течение января было нивелировано политическими новостями, связанными с Алексеем Навальным в России. За январь рубль упал более чем на 2%. За счет этого пара рубль/тенге упала на 1,5%, вернувшись к отметке 5,6 тенге за рубль. Теперь эта пара находится возле восходящего тренда и, вероятнее всего, формирует фигуру «треугольник». Поэтому вряд ли в ближайшие месяцы можно увидеть высокую волатильность данной пары. В то же время индекс доллара в январе вырос на 0,6% и находится возле нисходящего тренда. При пробитии этой трендовой линии мы можем увидеть более сильную коррекцию на глобальных рынках и по валютам развивающихся стран. В обратном же случае мы, вероятнее всего, получим дальнейшее снижение индекса доллара в сторону 89 пунктов.
Монетарная политика в январе
25 января Нацбанк Казахстана проводил очередное заседание по базовой ставке. На заседании было принято решение сохранить ставку на прежнем уровне – 9% с коридором ±1%. Основная мотивация решения заключается в возвращении инфляции в целевой коридор 4–6% в среднесрочном периоде. Инфляция по итогам 2020 года сложилась на уровне 7,5%. Нацбанк считает, что начали преобладать проинфляционные факторы из-за роста внешних и внутренних факторов давления на инфляцию, в том числе на продовольствие, а также повышаются инфляционные ожидания населения.
Второстепенным фактором сохранения ставки стало сохранение неопределенности с пандемией коронавируса в Казахстане и в мире в целом. В январе ставки и доходность на денежных и облигационных рынках Казахстана в целом показали некоторое падение. Так, доходность полугодовых нот Нацбанка РК продолжила снижение. Если в октябре доходность была равна 9,87%, то в ноябре она упала до 9,81%, затем в декабре до 9,74%, а в январе достигла 9,63%. К тому же упала доходность коротких гособлигаций. Январские размещения прошли в рамках высокого спроса, а Минфину удалось продать облигации на 182 млрд тенге вместо запланированных 86 млрд тенге. Однако, несмотря на высокий спрос на тенговые активы со стороны рынка, мы не увидели падения базовой ставки.
В России же доходность облигаций росла в течение всего января, быстрее для коротких облигаций и незначительно для более длинных облигаций. Все это сопровождалось резким ростом инфляции с 4,4% в ноябре до 4,9% в декабре. На этом фоне пока не приходится говорить о смягчении ДКП России, наоборот – увеличиваются шансы на некоторый рост ставки. Банк России следующее заседание по ключевой ставке проведет 12 февраля.
Инфляция в январе
Инфляция в январе составила 0,6% м/м, а годовая инфляция упала на 10 базисных пунктов и составила 7,4%. Основной вклад в инфляцию в январе внес рост цен на продукты питания (62%) и услуги ЖКХ (15%). Если продукты питания традиционно являются лидерами по вкладу в инфляцию, кроме летних месяцев при сезонном снижении цен на овощи и фрукты, то услуги ЖКХ вот уже шесть из семи последних месяцев стабильно вносят как минимум 15%-ный вклад в месячную инфляцию, в пяти случаях из шести занимая второе место.
В целом продукты питания выросли в цене на 1% м/м, что несколько ниже, чем это было в декабре (1,6%) и ноябре (1,3%), прервав четырехмесячный разгон цен. Среди основных факторов роста можно отметить такие позиции, как фрукты и овощи (вклад 36%), яйца (8%), масла и жиры (6%). Фрукты и овощи все еще показывают стандартный для зимних месяцев рост 3,6% м/м из-за сезонного фактора. Тем не менее этот рост заметно ниже, чем был в декабре (4,9%) и два года назад, когда он составил 4,8% м/м. Лидерами роста цен вновь стали огурцы (+18,7% м/м) и помидоры (+10,8% м/м). Яйца подорожали на 6,9% м/м, продолжив ценовой рост, начатый в сентябре из-за распространения птичьего гриппа и массовой гибели кур на местных птицефабриках. Возобновился рост цен на жилищные услуги после декабрьской паузы в 0%. В январе он составил 0,6% м/м. Основной рост цен в этом сегменте пришелся на твердое топливо и расходы на содержание жилья.
Размещения государственных облигаций РК в январе
На рынке государственных облигаций Казахстана в январе состоялось семь размещений на общую сумму свыше 182 млрд тенге, что на 22 млрд тенге больше, чем в ноябре, когда было привлечено 160 млрд тенге. В декабре 2020 года размещений не было. Спрос на короткие январские размещения оказался очень высоким относительно предложения. Средневзвешенный спрос к предложению этих семи размещений составил 700%. В итоге в январе Минфин вместо запланированных 86 млрд тенге привлек 182 млрд тенге. Основной спрос и объем пришлись на три выпуска со сроками 1 год, 2,5 года и 6 лет. В случае с 6-летними облигациями вместо запланированных 10 млрд тенге были проданы на сумму 56 млрд тенге, а две другие облигации были проданы в три раза выше плана и со средней доходностью 9,54%, что является наименьшим показателем с начала марта прошлого года. В целом относительно ноября доходность снизилась для краткосрочных размещений до 6 лет на 30–50 базисных пунктов. Два других выпуска более длинных облигаций были проданы примерно по прежним октябрьским показателям доходности.
Облигации квазигосударственных компаний в январе
В квазигосударственном секторе в январе состоялось четыре размещения, три из которых пришлись на Казахстанский фонд устойчивости (КФУ), одно размещение – на KEGOC. По облигациям КФУ также наблюдается некоторое снижение доходности вслед за государственными облигациями. Так, доходность выпуска KFUSb4 со сроком 1,83 года за один месяц снизилась с 10,78 до 10,49%. По KFUSb5 также наблюдается снижение с 10,98 до 10,7%. Снизилась стоимость заимствований и для KEGOC, который в последний раз размещался 28 мая 2020 года. С тех пор доходность упала с 11,98 до 11,62%.
Акции программы «Народное IPO», «Казатомпрома» и Kaspi.kz
В январе акции данных эмитентов по большей части показали позитивную динамику движения. Акции «Казатомпрома» оказались самыми волатильными в этой группе бумаг. 2021 год начался для них успешно, когда к 8 января акции выросли на 17% на KASE и на 12% на LSE, достигнув $20, что стало продолжением импульсного движения вверх после окончательного пробития уровня в $16. Однако затем ГДР «Казатомпрома» упали на 17% с максимумов 8 января на LSE на фоне небольшой коррекции глобальных рынков и цен на уран и выявленных 128 положительных случаев заболевших COVID-19 сотрудников на двух месторождениях, закончив месяц с падением в 7%. На KASE падение оказалось не столь драматичным, и январь завершился для акций ростом в 4,7%.
Акции «КазТрансОйла» также неплохо росли в первой половине месяца, показав рост более чем на 8%. Такой рост был обусловлен дивидендными покупками, которые обычно начинаются в январе. Однако цена, достигнув 1050 тенге, упала до 995 тенге во второй половине месяца. В итоге рост в январе составил 2,5%. Интересно отметить, что акции находятся в долгосрочном нисходящем тренде с мая 2018 года. Пробитие этого даунтренда теперь станет ключевым для дальнейшего роста. Также «КазТрансОйл» опубликовал производственные показатели, которые в квартальном выражении оказались заметно лучше показателей III квартала. На этом фоне выручка в IV квартале, вероятнее всего, окажется выше уровня III квартала, что может дать чистую прибыль по итогам 2020 года выше наших ожиданий в 150 тенге на акцию.
Акции KEGOC по традиции оказались самыми стабильными. Цена за январь снизилась с 1697 до 1690 тенге. Весь месяц прошел в диапазоне 1685–1700 тенге. Можно отметить рост производства электроэнергии на 2,5% в 2020 году, что тоже должно заметно улучшить финансовые показатели компании. А вот ГДР Kaspi.kz упали в цене в течение января на 6,5% после декабрьского роста на 31% без особых на то причин. Вероятнее всего, движение было по большей части обусловлено падением британского индекса FTSE, который завершает месяц практически нейтрально с падением цены на 5,7% от пика 8 января.