Золотой рожок. Из-за чего в Казахстане продолжит дорожать мороженое

Опубликовано
редактор отдела «потребительский рынок»

Из-за дефицита молочных жиров и какао-бобов самый крупный производитель мороженого в Казахстане – «Шин-Лайн» – прогнозирует повышение цен на свою продукцию в этом сезоне. 

Цены на мороженое в Казахстане стремительно растут с II квартала 2022 года. По данным Бюро национальной статистики, с апреля по июнь 2022 года мороженое подорожало на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В III квартале 2022-го рост (год к году) составлял уже 28,5%, в IV квартале – 31,9%, а в I квартале 2023 года – 33,5%. Даже с учетом высокой базы прошлого года рост цен на мороженое в I квартале 2024 года составил 12,1%. 

Дефицитные жиры 

Если в 2022 году главным фактором, повлиявшим на удорожание мороженого, были проблемы с логистикой на фоне войны в Украине, то со второй половины прошлого года, когда компаниям уже удалось выстроить новые логистические маршруты, на передний план вышла другая проблема – удорожание молочных жиров. 

По словам местных производителей мороженого, в Казахстане нет предприятий, которые бы обеспечивали их качественным сырьем (речь в первую очередь идет о сливочном масле), а те, что есть, не могут покрыть необходимые объемы. Поэтому в основном молочные жиры закупаются в Беларуси и России, где в последнее время возник дефицит такой продукции. 

Дело в том, что на соседнем рынке усилилась борьба с фальсификатом – государство стало жестче контролировать использование растительных (более дешевых) жиров в молочной продукции, например в сырах. В результате чего производители стали переходить с растительных жиров на молочные, увеличив спрос на них. Кроме того, на дефицит жировой фракции влияет и сокращение ее импорта в Россию.

«Дефицит (молочных жиров. – «Курсив») растет с каждым днем. Сливочное масло подорожало на 30–40% за последние три месяца, но самое главное – это еще не предел повышения цены», – рассказал председатель совета директоров группы компаний «Шин-Лайн» Дмитрий Докин на встрече с журналистами.

По его словам, из-за сложившейся ситуации компания вынуждена менять российских поставщиков на иранских. Молочные жиры из Ирана «Шин-Лайн» намерен начать возить через Каспийское море. Однако расходы на такую логистику в конечном счете повысят ценник на мороженое. 

В отличие от «Шин-Лайна» другой крупный отечественный производитель – ТОО «Балмуздак» (мороженое Lengerskoe) – рассказал «Курсиву», что на цене их продукта дефицит молочных жиров не скажется благодаря наличию долгосрочных контрактов.

«Пока наши поставщики сырья выручают нас и держат цены. Мы на рынке уже более 30 лет. У нас есть проверенные поставщики из России и Европы, мы контракты заключаем на годы вперед», – сказал руководитель ТОО «Балмуздак» Махсатбек Нуралиев

Не все будет в шоколаде 

В ТОО «Балмуздак» отметили, что не планируют повышать цены на мороженое в этом сезоне даже на фоне удорожания другого важного ингредиента – какао. Из-за засухи в Западной Африке (на этот регион приходится львиная доля мирового производства какао-бобов) возник дефицит, который привел к рекордному росту стоимости какао-бобов.

По данным Лондонской межконтинентальной биржи (ICE Futures), 19 апреля 2024 года цены на какао-бобы достигли исторического максимума – $11 461 за тонну. Для сравнения: 19 апреля 2023 года этот показатель был в 4 раза ниже – $2842. Достигнув пика, цена начала спускаться и по состоянию на 14 мая составляла $7322 за тонну. Однако это все еще в 2,5 раза больше, чем годом ранее. По данным Всемирного банка (World Bank Commodity Price Data), среднемесячная цена за килограмм какао-бобов в апреле по отношению к январю 2024 года выросла вдвое – с $4,4 до $9,74, а по отношению к апрелю 2023 года – в 3,4 раза (тогда цена за килограмм составляла $2,9). 

В ТОО «Балмуздак» сообщили, что им удалось закупить какао до его резкого удорожания. В случае последующего возрастания стоимости сырья будут компенсировать это за счет сокращения своей прибыли, так как изменить цены во время сезона не смогут, потому что уже заключили контракты с дистрибьюторами.

«Возможно, возникнут проблемы в связи с удорожанием какао, в таком случае это скажется на себестоимости мороженого, в котором используется шоколад. Мы сейчас просчитываем, во сколько это нам обойдется. Но пока цену повышать на этот год не планируем, потому что мы перед нашими дистрибьюторами уже цену на сезон установили. Выкручиваемся как можем», – сказал Нуралиев. 

Потерпеть год согласны и в «Шин-Лайне», но, вероятнее всего, делать этого не станут. 

«Например, завтра к нам приезжает мировой лидер в производстве шоколада Barry Callebaut. Если они нам скажут, что в следующем сезоне точно цена будет возвращаться с $20 к $6 за килограмм, то мы можем потерпеть, переждать один год и потерять какие-то деньги. Но если это долгосрочная перс­пектива, то мы должны ей следовать. Кто-то говорит, что цена вернется к $15–12 за килограмм. Мы хотим первоисточники послушать (речь о встрече с Barry Callebaut. – «Курсив») и принять решение, но, безусловно, цена будет дорожать», – сказал Докин.

По его данным, в 27% производимого мороженого в портфеле «Шин-Лайна» используется шоколад, шоколадная глазурь или какао. 

Заморозка рынка не предвидится 

Несмотря на рост цен на мороженое, по словам Докина, объемы его потреб­ления в стране все равно будут расти. В отличие от шоколада, на продажах которого тоже сказался дефицит какао. 

«Продажи шоколада упали в Казахстане, в России, в Европе, а мороженое, наоборот, везде растет. Мороженое – это антидепрессант в вафельном стаканчике, это продукт для заедания страха. Если посмотреть на статистику, то продажи мороженого в пандемию, во время конфликтов, в любые кризисные моменты растут. Потому что люди заедают мороженым страх. Шоколад тоже является антидепрессантом. Но его подорожание (из-за роста цен на какао. – «Курсив»), в отличие от мороженого, было слишком большим, поэтому продажи шоколада упали, а продажи мороженого во всем мире, наоборот, растут», – объяснил Докин. 

Согласно данным Бюро нацстатистики, по итогам прошлого года в стране было произведено на 23,8% больше мороженого, чем в 2022-м (51 989 тонн в 2023 году относительно 41 982 тонн в 2022-м). Импорт вырос на 17,4% – с 6513,8 тонны в 2022 году до 7644 тонн в 2023-м. 

«В целом объем рынка мороженого в Казахстане растет на 6–9% в год и, по нашим прогнозам, в 2024 году достигнет 62 тыс. тонн», – считает Докин.

Читайте также