Смаилов: «БРК превратился в личный банк для 10 крупных бизнесменов»
Глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов раскритиковал работу Банка развития Казахстана и его дочерней организации Фонда развития промышленности. Он отметил, что банк работает преимущественно для привилегированных клиентов, а фонд финансирует проекты с высоким уровнем риска и сомнительной эффективностью.
В ходе проверки аудиторы выявили, что половина всего кредитного, лизингового и инвестиционного портфелей БРК за пять лет приходится на представителей состоявшегося крупного бизнеса, что продолжает делать его, по сути, «личным банком для избранного круга лиц». По мнению Смаилова, это противоречит принципу равного доступа к льготным средствам.
«Больше половины портфеля БРК приходится на 10 известных крупных лиц. Об этом говорил глава государства в 2022 году. Сказал, что банк превратился в банк для узкого круга лиц. Нужна диверсификация. А что мы видим? Продолжается политика по приоритетному финансированию именно этой группы из 10 лиц. За последние пять лет лимиты финансирования на них выросли в два раза. Кроме них, у нас что нет другой экономики?», – спросил Смаилов на заседании ВАП.
Помимо этого, Смаилов указал на то, что БРК зачастую затягивает с предоставлением льготных средств конечным получателям. В итоге это негативно сказывается на эффективности мер господдержки. По его словам, даже средства из резерва правительства, предусмотренные на неотложные мероприятия, приходят бизнесу с задержкой.
«Вам деньги из бюджета выделяются, чтобы активно инвестировать в экономику и тем самым расширять налогооблагаемую базу, создавать новые рабочие места, поддерживать ее. Но вот вы на деньгах сидите, хотя должны оперативно их распределять. Получается, запрашиваете какие-то суммы у государства и замораживаете их на депозитных счетах, в то время как эти средства могли бы работать в рамках бюджета – на других важных инфраструктурных проектах», – сказал Смаилов.
Председатель ВАП также заявил, что БРК имеет схожие по цели программы финансирования экспортеров, но с различными предельными ставками вознаграждения. В результате, определенным заемщикам выдаются более дешевые кредиты (ниже установленного предела на 1-2,5%), нежели другим.
«Дочку» БРК – Фонд развития промышленности – Смаилов подверг критике за низкие требования к заемщикам. Зачастую ФРП требует от заемщиков в рамках кредитного соглашения те показатели экспорта продукции, которые предприятия уже имеют.
«Встречные обязательства по экспорту вы ставите настолько комфортные, что у заемщиков нет никакой мотивации увеличивать его. Как результат, доля экспорта предприятий, которые вы поддерживаете, упала в общем объеме экспорта с 2020 года в два раза – с 9,1 до 4,5%. Хотя миссия БРК как одного из крупных наших институтов развития заключается в продвижении экспортного потенциала обрабатывающей промышленности», – отметил Алихан Смаилов.
При оценке экспорта учитываются все доходы от внешнеэкономической деятельности компании, хотя господдержка предназначена для увеличения экспорта конкретного продукта. В итоге получается, что заявленный товар, ради которого оказывается поддержка, фактически можно не выпускать.
Глава ВАП считает, что такой подход может привести к неэффективному распределению государственных ресурсов и их использованию для посторонних целей, таких как выплата дивидендов акционерам или размещение на депозитах.
Кроме того, выявлены случаи финансирования проектов с высоким уровнем риска. По таким проектам, выбранным для аудита, замечены ухудшение финансового состояния, несоответствие планам по экспорту и задержки с платежами. Два из этих проектов признаны экономически несостоятельными.
Всего госаудитом было охвачено свыше 439 млрд тенге. В результате установлены:
- финансовые нарушения на 1,2 млрд тенге;
- неэффективное планирование и использование средств на 25,9 млрд тенге;
- 64 процедурных нарушения и 9 системных недостатков;
- упущенная выгода и экономические потери, согласно расчетам, составили 15,8 млн тенге.
По итогам заседания Смаилов поручил принять ряд конкретных мер, в том числе по совершенствованию внутренних нормативных документов квазигоскомпаний.
В январе 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев говорил, что БРК «превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляя финансово-промышленные и строительные группы». В ответ на это банк внес изменения в стратегию, включая запрет на финансирование проектов государственно-частного партнерства, исключение проектов квазигоссектора, снижение участия в финансировании связи и телекоммуникаций, а также поэтапное снижение межбанковского кредитования.
Из последних крупных проектов, профинансированных БРК, – ремонт дорог республиканского значения («КазАвтоЖол», на $1 млрд), модернизация алматинской ТЭЦ-2 («Алматинские электрические связи», на 117 млрд тенге), строительство завода по производству каустической соды («Инновационный комплекс Састобе», на 64,5 млрд тенге), строительство тепличного комплекса в Туркестанской области (Ecoculture-Eurasia, на 25 млрд тенге).