В Казахстане предложили ужесточить ответственность за буллинг детей

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Такие действия могут приводить к суицидам

Председатель мажилиса парламента Нурлан Нигматулин полагает, что необходимо усилить ответственность за буллинг и кибербуллинг несовершеннолетних. По его словам, в последние годы буллинг, особенно кибербуллинг, стал большой общественной опасностью.

Спикер отметил, что травля приводит к очень серьезным последствиям и все чаще становится причиной суицида.

«В возрастной категории до 18 лет в прошлом году – 143 суицида и 306 попыток. Только за полгода уже (зарегистрированы. – ред.)105 суицидов и 193 попытки. Понятно, что есть, наверное, и случаи, как мы называем, семейно-бытовых причин, но немалая доля здесь связана и с буллингом. И все это говорит о том, что нужны действенные меры ответственности за совершение противоправного деяния, коим является буллинг», – сказал он в ходе обсуждения проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка» в первом чтении 15 сентября на пленарном заседании мажилиса.

Нигматулин отметил, что, по данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, за последние два года ни одного дела по статьям за оскорбление и клевету относительно несовершеннолетних, связанных с буллингом и кибербуллингом, не было возбуждено.

«Не говоря уже о том, что нет судебных решений. Не работают эти нормы, статьи. Когда мы рассматривали здесь поправки в Уголовный кодекс, все эти аргументы прозвучали. Наверное, уважаемые коллеги, вам необходимо проявить ту же принципиальность и строгость закона, как и когда вы проявили ее в борьбе против браконьерства. Потому что эти преступления против детей не менее резонансны, чем браконьерство, и имеют не меньшую общественную опасность и значимость. При этом необязательно сегодня говорить о полной уголовной ответственности, никто не ставит цель криминализировать детское население. Речь сегодня можно вести и об административной ответственности», – сказал он.

Поэтому спикер палаты предложил до второго чтения законопроекта рабочей группе и профильному комитету вместе с соответствующими государственными органами отработать эти вопросы и внести конкретные предложения по конкретному механизму ответственности за травлю детей.

«При этом не забудьте посоветоваться с гражданским обществом. Настало это время. Как считает Генеральная прокуратура, Асет Казакпаевич (заместитель генерального прокурора Чиндалиев. – ред.)?» – спросил Нигматулин.

«Нурлан Зайруллаевич, конечно, тоже разделяю озабоченность этой проблемой буллинга. У нас самих у всех дети есть. Это не чуждо, поэтому поддерживаем. В рамках рабочей группы отработаем все вопросы по усилению ответственности за буллинг и кибербуллинг. У нас сейчас, как вы сказали, и административно за клевету, буллинг – это фактически унижение ребенка, фактически у нас есть (ответственность за. – ред.) и оскорбление, и клевету, но мы посмотрим, как можем усилить ответственность в рамках этих статей за буллинг в отношении несовершеннолетних. Также и ответственность родителей и других (лиц)», – ответил замгенпрокурора Асет Чиндалиев.

В свою очередь вице-министр информации и общественного развития Кемельбек Ойшыбаев сообщил, что в ходе мониторинга информационного поля выяснилось, что идет большое количество случаев кибербуллинга.

«В министерство поступает очень большое количество обращений. Если говорить конкретно о фактах, в 2020 году в общей сложности во время мониторинга мы выявили около 70 тысяч фактов кибербуллинга в интернет-среде, и в администрацию соцсетей и мессенджеров нами направлено около 1 800 обращений с просьбой удалить материалы. И в 2021 году эти цифры уже увеличились – около 140 тыс. фактов нарушений мы выявили и, соответственно, около 1 700 в администрации соцсетей и мессенджеров направили», – сказал он.

Вместе с тем вице-министр отметил, что, к сожалению, не все социальные сети и мессенджеры реагируют на обращения МИОР.

«Если какие-то социальные сети, скажем так, реагируют и удаляют материалы, то некоторые, там до 20–30% доходит только реакция на наши обращения. Поэтому в этом направлении мы предлагаем ввести нормы и понятия для социальных сетей и мессенджеров», – сказал Ойшыбаев.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка» был разработан в целях совершенствования законодательства в интересах детей, а также реализации рекомендаций комитета ООН по правам ребенка, данных в сентябре 2015 года на 70-й сессии комитета по итогам защиты четвертого периодического доклада о выполнении РК положений конвенции о правах ребенка и в рамках рекомендаций, подготовленных по итогам двух международных конференций «Казахстан, дружественный к ребенку».

Целью законопроекта является формирование эффективной правовой основы комплексного регулирования общественных отношений в сфере защиты прав ребенка.

Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в действующее законодательство в части профилактики детской безнадзорности и беспризорности, всесторонней защиты интересов несовершеннолетних в различных сферах. В ходе работы над законопроектом были существенно доработаны отдельные нормы, направленные на обеспечение прав детей на жилище, а также защиту интересов ребенка в семейных отношениях и профилактику противоправного контента в сети интернет. В результате депутаты одобрили законопроект в первом чтении.

Читайте также