Жители Семея приехали в Астану на митинг, обвиняя следствие в пытках своих родных
В Астану прибыли 50 жителей Семея из Абайской области. Они провели мирный митинг у здания Генпрокуратуры 17 января 2023 года. Сестра одного из задержанных в 2021 году Куралай Умирбаева рассказала корреспонденту «Курсива» о массовых задержаниях рабочих завода ФИК «Алел». Митингующие говорили о пытках и требовали привлечь к ответственности сотрудников КНБ.
Как проходил митинг
50 жителей Семея — родственники задержанных, подвергшихся пыткам, провели мирный митинг 17 января для того, чтобы привлечь внимание общественности. Сотрудники прокуратуры разделили собравшихся на две группы. Часть отвезли в городскую прокуратуру Астаны, других привели в здание главного надзорного органа и попросили ожидать приема спецпрокурора.
«Сидим здесь с 10 утра. И с тех пор все откладывают наш прием. Один вышел сотрудник и сказал, дайте нам еще неделю, мы ответили, что не согласны на это. Требуем принять процессуальное решение и арестовать тех палачей, которые пытали наших родных. Сейчас шестой час вечера и до сих пор ответа нет. Но мы не уйдем отсюда, пока не получим ответа», — рассказала Куралай Умирбаева.
Правоохранительные органы не задерживали протестующих.
О чем говорят родственники задержанных, КНБ и Генпрокуратура
По словам Умирбаевой, ее родственника Калкена Умирабаева пытали в СИЗО Астаны с марта по декабрь 2021 года.
«Они (задержанные — прим. ред.) были арестованы по подозрению в хищении золотосодержащей руды в Семее. Оказывается в СИЗО есть спецподвал КНБ, так называемые пыточные камеры, куда привозят всех неугодных, которые не дают показания. Их 9 месяцев пытали, чтобы они оговорили друг друга и сфабриковали дело», — рассказала семейчанка корреспонденту «Курсива» на митинге 17 января.
По словам Куралай Умирбаевой, сотрудники КНБ пытали задержанных. «Есть сломанные ребра, раздробленные пятки, одному задержанному сделали операцию, у него были лопнувшие ушные перепонки. Сотрясения и грыжи практически у каждого. 46 человек идут как потерпевшие по пыткам, среди них 32 наши ребята, которые идут по подозрению в краже», — рассказала она.
Пытки, по ее словам, происходили в СИЗО Астаны. «Все это происходило в СИЗО Астаны, КНБ их пытало, МВД в лице – ДУИС и КУИС все это знали и молчали. Надзорный орган по основному делу – прокуратура Усть-Каменогорска, они все это время делали вид, что не знают. Когда мы все, родные, узнали в феврале 2022 года о совершенных пытках, мы начали жаловаться во все органы. 29 марта завели уголовное дело. На протяжении 10 месяцев по этому делу идет волокита. У нас есть все экспертизы о телесных повреждениях, есть показания свидетелей. Но при всех доказательствах ареста сотрудников КНБ не ведут», — рассказала сестра одного из задержанных.
В КНБ рассказали, что в марте 2021 года на востоке Казахстана прошли массовые задержания. Тогда была ликвидирована «особо опасная транснациональная преступная группировка», в состав которой вошли действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов и рабочие завода. Задержанных подозревали в хищении золотосодержащего сырья из ФИК «Алел». В 2021 году также был задержан сотрудник департамента полиции ВКО Атыбай Абеуов. По данным КНБ Абеуов — один из фигурантов уголовного дела.
В апреле 2022 года родственники задержанных обратились к главе государства к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой защитить их родных от пыток.
«Курсив» обратился за комментарием в пресс-службу Генпрокуратуры, там сообщили, что досудебное расследование по делу продолжается. Чтобы получить более подробный ответ «Курсив» направил официальный письменный запрос в госорган. На момент публикации материала ответа не последовало.
Как проходит дело о пытках
Куралай Умирбаева утверждает, что правоохранители Астаны бездействуют, а в столице, включая уполномоченного по правам человека, «футболят» дело обратно в прокуратуру.
«Мы ходим еженедельно в Генпрокуратуру и каждый раз слышим «дайте нам неделю, мы сейчас проведем работу». У нас есть подозрение, что у них была какая-то договоренность, что они все это сфабриковали, и чтобы закрыть дело, они пытаются нам препятствовать. Сейчас идет укрывательство преступников», — продолжила Умирбаева.
АО финансово-инвестиционная корпорация «Алел» создана в 1995 году в Семее. Компания занимается производством драгоценных металлов, обработкой и удалением неопасных отходов, строительством нежилых зданий, производством прочего подъемно-транспортного оборудования, тепловой энергии, ремонтом и обслуживанием машин. В компании работают более 1000 человек, а ее руководитель — Евгений Галиулин. По данным Egov, АО ФИК «Алел» принадлежит «Келтик рисорсиз (Централ Азия) Лимитед». Последняя контролируется компанией Nord Gold Plc.