Дорогой еще дороже
На днях в голландском Маастрихте закрылась крупнейшая ярмарка старого и современного искусства TEFAF. Итоги ярмарки ясно показывают, что с прошлого года арт-рынок находится на подъеме (объем сделок 43 млрд евро), практически без ущерба пережив кризис, а главной тенденцией 2011-го стал еще больший рост цен в топ-секторе, то есть на абсолютные шедевры.
TEFAF, говорят эксперты, в этом году удалась. Достаточно сказать, что за одни только билеты ее организаторы выручили несколько миллионов евро. Число посетителей не сообщается, но известно, что в 2010-м TEFAF собрал 80 тыс. человек. Общая сумма сделок остается тайной продавцов и коллекционеров, но по косвенным признакам (в местном аэропорту приземлилось 154 частных рейса потенциальных покупателей) становится понятно, что рынок произведений искусства переживает возрождение. Положительные тенденции наметились еще в феврале 2010 года на торгах Sotheby`s, когда скульптура швейцарца Альберта Джакометти «Шагающий человек» была продана за $104 млн, установив абсолютный рекорд («красная цена» этой работы, озвученная экспертами, была в 3 раза меньше).
Этот рекорд продержался недолго. На торгах Christie`s картину Пабло Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» купил за $106,5 млн неизвестный покупатель, объявив сумму по телефону. Эти два беспрецедентных случая говорили о стабилизации рынка после кризиса. Предыдущий ценовой рекорд – $104,2 млн за пикассовского «Мальчика с трубкой» – держался 6 лет.
Кстати, Christie’s в прошлом году вообще стал лидером рынка – им было продано предметов искусства и коллекционирования на сумму свыше $5 млрд. Выручка Christie’s в прошлом году стала самым высоким результатом в 245-летней истории аукционного дома. Более того – это была рекордная сумма для всего аукционного бизнеса.
Вслед за «Обнаженной» Пикассо начался рост цен на все остальные предметы искусства. Например, с Моне случился такой парадокс: его «Пруд с белыми кувшинками» никто покупать не захотел. Хотя его оценочная цена была $47,7 млн. А вот «Обнаженную, сидящую на диване» купили за $68 млн. Причем, эта сумма стала рекордом цены на работы этого художника. Работу «Ох… Ну хорошо» Роя Лихтенштейна купили за $42,6 млн. Это оказалось рекордом цены на этого художника. Хотя до этого дороже, чем за $16,5 млн, Лихтенштейна на аукционах не продавали. И таких примеров масса.
Эксперты-оценщики сейчас даже не решаются делать ценовые прогнозы. Причиной резкого роста цен называют в первую очередь стихийные эмоциональные покупки клиентов из Азии. Количество покупателей из Гонконга и Китая за последнее время увеличилось на 7%. У новых коллекционеров нет профессиональных коллекций, которые бы бережно собирало не одно поколение. У них есть деньги, но нет желания тщательно подбирать работы для своих пока что несуществующих коллекций. Отсюда и необъяснимые логикой рынка взлеты цен (только на осенних торгах побито 26 ценовых рекордов). Или, напротив, провалы топ-лотов. Десять очень богатых покупателей, считают представители аукционных домов, могут коренным образом изменить ситуацию на арт-рынке.
Китайские коллекционеры оказались весьма активны и на нынешней TEFAF, покупая старинные произведения искусства не только своей страны, но и Японии.
Если в прошлом году самыми востребованными направлениями были искусство импрессионизма и модернизма, послевоенное и современное искусство, в 2011-м внимание покупателей переключилось на топ-сектор. По исследованиям TEFAF, произведения стоимостью свыше 50 тыс. евро занимают более 80% рынка. То есть, чем дороже произведение (высокая цена опирается на качество, редкость, провенанс), тем больше у него шансов быть хорошо проданным. Владелица молодого, но очень успешного аукционного дома MacDougall`s Катерина Мак-Дугалл дает прогноз, что абсолютные шедевры будут еще больше дорожать. «Впервые за 20 лет мы видим небывалый рост цен на работы старых мастеров, на европейское искусство XV-XVII веков. Но на сколько – нужно говорить по каждому художнику в отдельности», – заключает эксперт.
Неизвестно, продано ли самое дорогое произведение, выставленное на TEFAF, – «Портрет подбоченившегося мужчины» Рембрандта (за него просили $47 млн). Зато галерея Noortman сообщила, что продала четыре важнейших картины голландских художников XVII века, в том числе Геррита Беркхейде за 4,5 млн евро, Виллема Класа Хеды за 3 млн евро. В других галереях работа Виллема ван де Вельде Младшего продана за 3 млн евро, «Богоматерь с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего – за 2,9 млн евро (предварительная цена анонсировалась на уровне 1,8 млн евро). Очевидно, что и в этих случаях были заключены рекордные по уровню цен сделки.