Костанайские аграрии оценивают грядущие изменения в законодательстве для АПК без особого оптимизма
Сельскохозяйственный бизнес снова ощущает ветер перемен. Около 600 изменений планируется внести в 10 действующих кодексов. Инициатива исходит от Министерства сельского хозяйства.
В Костанае проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» с предпринимателями и представителями местной исполнительной власти недавно обсудили мажилисмены.
Парламентский комитет по аграрным вопросам провел выездное заседание, на которое приехали также представители Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. По словам председателя комитета Сапархана Омарова, около 400 поправок депутаты уже рассмотрели и со своими рекомендациями направили в правительство. Работа выходит на финишную прямую, но замечания вносить еще не поздно.
От желтой к зеленой
Предложенные МСХ поправки касаются субсидирования, страхования, ветеринарии и фитосанитарии, земельных вопросов, аграрной науки. Вполне ожидаемо обсуждение началось с изменения форматов государственной поддержки. Прямые субсидии отменяются: в растениеводстве с 2019 года, в животноводстве с 2020 года. Из 54 действующих пока субсидий останется 34.
В принципе, этот вопрос решен не сегодня, правила ВТО запрещают прямые финансовые вливания государства в частный бизнес, это искажает себестоимость товаров и является антиконкурентным. Непрямые возможны. Поэтому поддерживающие меры так называемой «желтой корзины» должны заместить косвенные, «зеленые». Пример – возобновление в этом году субсидирования ставок вознаграждения по кредитам на приобретение основных фондов, лизинг техники, сельхозживотных. Кроме того, МСХ предлагает перечень инструментов, введение которых требует изменений в законодательстве.
Занимайте – поможем
Одно из нововведений – электронные аграрные расписки. «Фактически это векселя, которые эмитируются под будущий урожай и привязаны к площади земельного надела, – пояснял вице-министр сельского хозяйства Берик Бейсенгалиев. – Приведу пример. Хозяйство, имея 1000 га посевных площадей, под урожай с прогнозируемой урожайностью 10 ц/га может эмитировать расписки на 300–400 т зерна».
Они будут только электронными. Могут использоваться как залоги для банков, а это значит, что указанные расписки дадут аграриям доступ к кредитам.
Такую же роль смогут играть и страховые полисы после того, как система страхования в сельском хозяйстве пройдет полную перезагрузку. МСХ настаивает на переходе от обязательного страхования к добровольному. Действовавшая ранее система себя изжила, отметил г-н Бейсенгалиев. В отраслевой закон с 2009 года изменения не вносились, нормы компенсации не покрывают затраты. На практике сельхозпроизводителю проще заплатить штрафы, чем застраховать посевы. В дальнейшем при оценке имущества и ущерба предлагают применять индексный метод, основанный на космическом мониторинге земель, дистанционном зондировании.
Часть вместо целого
В фитосанитарии МСХ предлагает уйти от действующей схемы субсидирования, видя в ней сплошные минусы. Ежегодно, по словам вице-министра, на обработку полей против вредителей выделяется 2,2 млрд тенге, из которых только 700 млн используется на оплату пестицидов, а две трети суммы – на приобретение услуг по их хранению, транспортировке и на саму обработку. В итоге обрабатывается лишь 55% площадей, нуждающихся в защите от вредителей, а именно 1,9 млн га из 3,4 млн. Деньги расходуются неэффективно. Централизованная процедура закупа затягивает сроки получения земледельцами пестицидов, ограничивает выбор средств защиты. Поскольку они в основном импортные, цена зависит от нестабильного валютного курса. Наконец, закуп услуг химобработки на незначительных массивах поставщикам не интересен, в итоге малые участки не обрабатываются вообще.
В этой связи Минсельхоз предлагает перейти от полного финансирования фитосанитарных мероприятий к удешевлению их для аграриев. Исключение составит обработка против стадных саранчовых и карантинных объектов на землях запаса. По подсчетам министерства, такой подход позволит за те же деньги довести площадь обработки до 100%, а высвободившиеся средства направить на восстановление повреждаемого пестицидами зеленого фонда.
Пока обоснование необходимости изменений в фитосанитарии депутатов не вполне убедило. По мнению мажилисмена Мурата Темиржанова, нагрузка на аграриев может оказаться чрезмерной, они вообще будут игнорировать обработку, что спровоцирует распространение вредителей.
Благими намерениями…
Костанайские сельхозники эти опасения подтверждают, считая, что часть нововведений ощутимо ударит по их карману. «Для себя я уяснил: тех, кто старается жить на свои деньги, государство поддерживать никак не намерено, – поделился размышлениями с «Къ» руководитель АО «Заря» Александр Климко. – Зато всячески будет поощряться кредитная зависимость. А субсидии на займы – это поддержка банков, а не крестьян».
Директор ТОО «Трояна» Юрий Малышко согласен, что в целом прямую поддержку надо снижать. Нельзя вечно рассчитывать «на халяву». Но есть нюансы. По мнению предпринимателя, сегодня необходимо более активное использование минеральных удобрений в растениеводстве. Он также отмечает, что удобрения ежегодно дорожают, а субсидирование их впредь будет невозможно, если хозяйство не сделает агрохиманализ почв. «В теории это выглядит вполне оправданно. Но это большая работа и большие деньги. Мы вот попытались сделать, нашли фирму – 5 тыс. тенге стоит агрохиманализ одного гектара, а у меня их 8,5 тыс., – привел расчеты предприниматель. – То есть мне надо более 40 млн тенге, чтобы ТОО удешевили удобрения. Эта сумма значительно превышает субсидию. У нас хозяйство крепкое, и то чувствительно. Кто меньше и беднее, наверняка откажется».
С одной стороны, можно предположить, что проводить агрохиманализ и обработку площадей – дело хозяйское. С другой стороны, земля-то государственная, хоть и в аренде. И за снижение плодородия почвы ответственность для частника предусмотрена. Ее на самом деле у сельхозпроизводителей и сейчас немало, а грядущие изменения в законодательстве еще добавляют.
Да будет так
Впрочем, были новации, которые предприниматели безоговорочно одобряют. До сих пор в РК 196 лицензированных хлебоприемных предприятий ограничены в своей деятельности перечнем, установленным законом «О зерне». Они не могут, например, предоставлять услуги своих подъездных железнодорожных путей, заниматься реализацией крупяной продукции, переработкой и реализацией маслосемян. Эти виды сопутствующих услуг им могут разрешить предоставлять.
Кроме того, МСХ предлагает ликвидировать рассредоточение функций ветеринарного надзора и контроля между местными исполнительными органами и комитетом по ветеринарии. Согласно проекту закона предусматривается оставить за ветслужбами акиматов реализационные функции, а контроль и надзор, как когда-то, должны будут осуществлять структуры, подведомственные комитету по ветеринарии МСХ.