Российские управляющие в скором времени смогут вкладывать средства пайщиков в драгоценные металлы. «Золотые ПИФы» могут стать реальной альтернативой банковским обезличенным металлическим счетам (ОМС). Управленцы настроены оптимистически и готовы расширять продуктовую линейку. Ведь, по словам экспертов, в период кризисов драгметаллы — один из хороших способов диверсифицировать свой портфель. В Казахстане инвестиции в драгметаллы не очень популярны по причине ряда ограничений.
Это станет возможным после вступления в действие приказа Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), вводящего понятие фонда товарных рынков. Многие российские эксперты утверждают, что драгметаллы позволят диверсифицировать вложения вкладчиков в условиях нестабильности на мировых фондовых рынках.
Согласно последним прогнозам аналитиков, золото, серебро, платина и палладий в 2008 году могут стать более привлекательными объектами для инвестиций, чем финансовые активы, на фоне инфляции и замедления темпов экономического роста, что снижает стоимость основных мировых валют и ценных бумаг. На прошлой неделе цены на золото достигали рекордных $978,5 за тройскую унцию, на серебро — максимума с 1980 года. По мнению трейдера Equidex Brokerage Рона Гудиса, в текущем году цены на золото, платину и палладий могут вырасти по меньшей мере на 30%, поскольку глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке дал понять, что снижение процентных ставок будет продолжено. Кроме того, по прогнозу Р. Гудиса, цены на золото до конца этого года могут достичь $1,3 тыс. за унцию.
Однако казахстанские аналитики сомневаются в этих прогнозах. «Цены на золото хотя бы тысячу долларов тронуть обязаны, уже подобравшись так близко, но перешагнуть и остаться там будет гораздо сложнее. Большинство покупок фьючерсов или опционов на золото мотивированы идеей стагфляции в мировой экономике, которая пиарилась западными аналитиками в начале года», — сказал «Къ» глава департамента казначейства Каспийского банка Игорь Романенко.
«Где-то инвесторы начнут фиксировать прибыль — а уровни над тысячей как весьма привлекательны психологически, так и ощутимо прибыльны для тех, кто покупал золото всего пару-тройку месяцев назад. Соответственно фиксация прибыли вкупе с объявленными новыми продажами золота из резервов центральных банков имеет все шансы не только приостановить ралли, но и вернуть цены на 15-20% «в прошлое», к отметкам в $800-880 за унцию. К тому же, если рынкам предстоит пережить еще одну распродажу рисковых активов, золоту, да и другим commodities, будет трудно устоять на текущих рекордных уровнях», — рассказал И. Романенко.
Начальник управления продаж казначейства АО «Народный банк Казахстана» Тимур Косжанов, ссылаясь на прогнозы The Societe Generale Group и The Goldman Sachs Group, Inc. утверждает, что цена золота на конец года составит $800 за тройскую унцию.
Между тем член совета директоров УК «АГАНА» (г. Москва) Иван Гелюта видит объективные причины для роста цен на золото. «Увеличивается спрос со стороны потребителя (покупатели ювелирных изделий — основные потребители драгметалла, и больше всего их в азиатских странах, в частности, в Индии и Китае). Кроме того, прогнозы по добыче драгоценного металла неутешительны и говорят о сокращении объемов, а это, в свою очередь, служит стимулом для роста цен», — разъяснил он «Къ».
После вступления в силу приказа российские управляющие смогут инвестировать активы ПИФов в золото или металлы платиновой группы, что может стать реальной альтернативой банковским обезличенным металлическим счетам (ОМС). И. Гелюта утверждает, что многие УК были готовы пополнить свою продуктовую линейку «золотыми ПИФами» еще в 2006 году, однако действия сдерживались законом. И сейчас, по его мнению, есть ряд непонятных вещей, в этой связи сама АГАНА не планирует запуск «золотых ПИФов». Так же, по его словам, могут возникнуть сложности, связанные с отсутствием специалистов по активным стратегиям по металлам. Несмотря на это, у «золотых ПИФов» большие перспективы. «Совокупный объем золота, который сейчас хранится в мировых «запасниках» и обеспечивает оборот акций всех фондов ETFs, составляет более 800 тонн, в то время как уровень потребления металла в Индии, самого крупного потребителя золота, равнялся в 2006 году 715,5 тонны», — отметил он.
Директор департамента розничного бизнеса BCC Invest Арман Сагатбеков, отвечая на вопрос «Къ», пояснил, что казахстанским законодательством не запрещено вкладывать активы фондов в драгметаллы через финансовые инструменты. Однако ни одна казахстанская УК не предлагает ПИФ, строго ориентированный на вложение в драгметаллы. «Так как это существенно увеличивает риски из-за сильной зависимости от цены на один товарный актив. Другое дело, что данные возможности могут использоваться как один из вариантов инвестирования», — добавил он.
Казахстанские частные инвесторы также могут вкладываться в драгметаллы с помощью ОМС. Однако банкиры, опрошенные «Къ», утверждают, что драгметаллы не получили массового распространения. Причина этого — определенные ограничения, рассказал «Къ» председатель Нацбанка Анвар Сайденов, в частности НДС на золото, который не возмещается. Также, по мнению главы Нацбанка, БВУ должны расширять свою продуктовую линейку и предлагать возможности для вложения в драгметаллы.
В то же время, как сообщил «Къ» Тимур Косжанов, Народный банк предлагает инвестиционные инструменты на базе золота, которые не облагаются НДС. По информации представителей банка, минимальный размер вклада неаллокированных аффинированных драгоценных металлов (АДМ) составляет 500 тройских унций ($490 тыс.). Помимо золота можно открыть АДМ в платине или серебре. «Наибольшей популярностью пользуется аффинированное золото. Основная причина — высокая ликвидность рынка золота по сравнению с другими АДМ», — добавил Тимур Косжанов.
Управляющий директор БТА банка Георгий Иосифьян считает, что в Казахстане пока нет правильных инвестиционных технологий, которые позволили бы вкладываться в драгметаллы. «То, что Центробанк держит часть активов в драгметаллах — это одно, а вот банк, который покупает и продает золото или платину как элемент хеджирования, это другое», — разъяснил он.