Новости

Взимание платы за выбросы в Казахстане отстает от требований времени

Одной из причин ужесточения политики в отношении недропользователей, по мнению правительства, являются нарушения экологических требований. При этом только штрафными санкциями решить проблему невозможно. Министерство охраны окружающей среды (МООС) настаивает на том, что необходимы стимулирующие меры. Поэтому уже скоро в Налоговом кодексе может появиться новое понятие - экологические налоги. О преимуществах нововведения, а также о сложившейся между властью и недропользователями ситуации в интервью «Къ» рассказал министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков.

Одной из причин ужесточения политики в отношении недропользователей, по мнению правительства, являются нарушения экологических требований. При этом только штрафными санкциями решить проблему невозможно. Министерство охраны окружающей среды (МООС) настаивает на том, что необходимы стимулирующие меры. Поэтому уже скоро в Налоговом кодексе может появиться новое понятие — экологические налоги. О преимуществах нововведения, а также о сложившейся между властью и недропользователями ситуации в интервью «Къ» рассказал министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков.

— Нурлан Абдильдаевич, практика экологических налогов достаточно широко применяется в Европе. Каковы особенности данных налогов в Казахстане?

Экологические налоги — особый вид налогов, которыми облагаются эмиссии (выбросы, сбросы, отходы. — прим. «Къ»), поступающие в окружающую среду, а также вредная продукция, потребление определенных видов ресурсов.

Введение такой мировой практики, как правило, преследует две цели — стимулирование природопользователей к проведению наилучшей экологической политики, и сбор средств на реализацию государственных программ по охране окружающей среды.

Принятая у нас плата за эмиссии в окружающую среду, которая установлена действующим Налоговым кодексом, — устаревший инструмент. Она не обладает прямым действием и связана с регулярным определением ставок платы.

В результате у нас предприятия в разных регионах за одни и те же выбросы платят по различным и несопоставимым ставкам. Во всем мире давно отказались от платы за выбросы наиболее опасных и токсичных веществ. Также у нас платой до сих пор официально облагаются сверхнормативные, то есть незаконные выбросы. Что называется, заплати — и спи спокойно.

Экологические налоги должны разрешить эту ситуацию. Думается, что налогом будут обложены выбросы 5-6 наиболее распространенных и легко контролируемых видов загрязняющих веществ. Будем рассматривать «углеродный налог» на выбросы парниковых газов. Вероятно, налог будет платиться с производимого автомоторного топлива, с электричества, получаемого от традиционных источников энергии. А вот, к примеру, солнечная и ветровая энергетика от таких налогов будут освобождены.

— Министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев сказал, что некоторые недропользователи уже начали сокращать штат сотрудников в связи с установлением базовой и предельной ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от сжигания газа в факелах. Нет ли опасности, что данные действия могут стать антисоциальными?

Существующий подход к взиманию платы за эмиссии отстает от требований времени. Мы сталкиваемся со многими проблемами, в том числе с различными подходами регионов Казахстана к установлению ставок платы.

Поэтому экологический налог должен не усугубить, а разрешить данную ситуацию в общих интересах. В состав рабочей группы по переходу на экологические налоги включены все заинтересованные министерства и ведомства, представители НПО, предприятий и организаций. Безусловно, природопользователи всегда будут стремиться к минимизации любых налогов. Здесь нужно будет уравновесить интересы общества и предпринимателей, прийти к консенсусу.

Что касается сжигания газа на факелах, то здесь наша позиция однозначна: от этой практики необходимо отказываться. Ведь уже есть и запрет на подобное сжигание. Недропользователям дано право сжигать газ на факелах лишь временно, до завершения реализации специальных программ по утилизации газа. Полагаю, что здесь просто «прозвенел еще один звонок». Ведь факелы -это необратимый ущерб, наносимый будущим поколениям казахстанцев.

— Судя по вашим выступлениям в СМИ, министерство в отношении нарушителей настроено очень решительно, вплоть до закрытия предприятий. Какова методика расчета экологического штрафа? Как будут использоваться взимаемые штрафы с недропользователей на улучшение экологической ситуации?

Главная задача для нас — не закрыть предприятие, не задушить его штрафами. Главное — добиться соблюдения экологических требований. Министерство активно ведет инспекционную работу. В 2007 году по инициативе нашего ведомства решением судебных органов была временно приостановлена деятельность 226 предприятий, взыскано исков и штрафов на сумму более 40 млрд. тенге, тогда как в 2005 году — только на 10 миллиардов. Уровень ущерба определяется по специально разработанной методике с учетом объема загрязняющих веществ и пострадавшей территории. А вот с использованием средств на экологические нужды сложнее. У нас принята система, когда взаимосвязи между количеством взысканных средств и расходами на экологические нужды не существует. Многие экономисты в мире одобряют подобный подход. Иначе получается, что государство заинтересовано в штрафах — чем больше собрали, тем больше экологических программ проведем.

Но одновременно многие авторитетные экологи говорят о необходимости создания Экологического фонда. В США действует так называемый «Суперфонд». В него целевым назначением поступают средства от определенного вида налога. За счет этого суперфонда Америка уже сейчас ликвидировала сотни очагов «исторических загрязнений». Подобный фонд охраны окружающей среды существовал когда-то и у нас. Думаю, в будущем к вопросу об экологических фондах мы еще вернемся.

— МООС выдвинуло жесткие требования компании АО «Арселор Миттал Темиртау» относительно неэффективности природоохранных мероприятий. Если эти требования будут выполнены не в полной мере или вообще не выполнены, чем это грозит компании?

Действительно, компания «Арселор Миттал Темиртау» — крупнейший в Казахстане металлургический оператор, и выбросы объектов компании существенно влияют на окружающую среду региона. Министерство действительно настаивает, чтобы компания в кратчайшие сроки провела существенное техническое перевооружение, привела в порядок свои экологические вопросы.

Это касается, в частности, газоочистных сооружений конверторного цеха, которые по нашему настоянию должны быть введены в эксплуатацию в возможно короткие сроки. Считаю, что «Арселор Миттал Темиртау» в состоянии выполнить предъявленные требования. Поэтому пока не считаю нужным обсуждать худший вариант развития событий.

— Многие контракты с недропользователями были заключены уже давно. Почему об экологических нарушениях начали говорить только сейчас?

Иногда случалось так, что в ранее заключенных контрактах на недропользование не были оговорены вопросы соблюдения экологических норм и требований, при этом недропользователям были предоставлены льготные условия с целью стабилизации экономической ситуации в республике. Кроме того, на момент заключения контрактов действующие тогда нормативно-правовые акты не регламентировали жесткие экологические требования.

В настоящее время Экологический кодекс Казахстана позволяет ужесточить требования к недропользователям по использованию природных ресурсов, так как он является нормативным правовым актом прямого действия, систематизирующим все экологические нормы и нормативы с учетом международных стандартов. Казахстан уже достиг уровня своего развития, когда возможно и необходимо, подчеркиваю, ставить более серьезные цели по охране окружающей среды, сохранению природы и ее богатств. Этот вопрос находится на особом контроле главы государства.

— Какие основные задачи предстоит решить министерству в ближайшем будущем?

На 2008 год запланировано много важных мероприятий. В частности, будут разработаны целевые показатели перехода к устойчивому развитию до 2024 года по регионам страны и отраслям экономики. Планируется подготовить предложения по переходу к экологическим налогам. Должен быть разработан нормативный правовой акт по проведению первого конкурса на соискание государственных сертификатов «Жасыл мунай — Зеленая нефть».

Будет создан Национальный центр по управлению отходами производства и потребления, в том числе по вопросам серы. Теперь все «брошеные», безхозные отходы будут поступать в собственность государства и с помощью создаваемого центра мы будем налаживать мировую практику их утилизации и переработки.

Совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования намечается разработка руководства по повышению уровня Республики Казахстан в международных рейтингах.

Будет принята Стратегия по возобновляемым ресурсам и энергии, внесены в парламент законопроекты, направленные на поддержку альтернативных источников энергии и запрет на ввоз устаревших и «грязных» технологий.

Осуществится переход к комплексным экологическим разрешениям и будет внедрена практика торговли квотами между природопользователями, что даст возможность снижать эмиссии рыночным путем, с наименьшими затратами. Например, предприятию может оказаться выгоднее внедрять очистные сооружения на трубе у соседнего объекта. Тогда он сможет на определенных условиях «обменяться» квотами с другим природопользователем. Здесь будут и экологические результаты, и экономическая выгода.

Также планируется разработать меры по дальнейшему экологическому оздоровлению территории бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона, разработать проекты по строительству экологически-чистых гидроэлектростанций на малых реках Казахстана.

Ведется работа по созданию Евразийского центра воды в городе Астане — крупнейшей научно-исследовательской, производственной, лабораторной структуры по вопросам экологии и качества водных ресурсов. Впервые за всю историю независимого Казахстана начата работа по ликвидации исторических загрязнений. Первая партия 1000 конденсаторов с полигона «Дарьял-У» направлена авиатранспортом на переработку в Германию. С участием известной американской компании CDM успешно прошли опытно-промышленные испытания процесса очистки подземных вод в Актобе от шестивалентного хрома.

Кроме того, международными организациями приняты решения о проведении в Астане в 2010 и 2011 годах министерских конференций по устойчивому развитию, которые охватят страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки, Европы, СНГ.

В настоящий момент осуществляются меры по реализации инициативы президента страны о проведении III Саммита Земли в Астане в 2012 году. Главы всех государств мира уже дважды собирались на форумы по устойчивому развитию. Ранее эти встречи прошли на Африканском и Американском континентах. Теперь, как мы полагаем, настала очередь Евразии. На Саммите Земли можно было бы обсудить вопросы изменения климата, энерго-экологические проблемы, вопросы социально-демографической устойчивости.

P.s.
Премьер-министр Карим Масимов на заседании правительства предложил законсервировать экологические платежи, взимаемые в регионах, на уровне декабря 2007 года. Предполагается, что это позволит сдержать рост цен на коммунальные услуги. «Ваши экологические платежи становятся средством давления на компании. И вообще надо разобраться с этими платежами — если они собираются, то куда потом идут», — сказал премьер, обращаясь к министру охраны окружающей среды Нурлану Искакову.
Джамиля Каримова

Комментарии

Владимир Нехорошев, депутат мажилиса парламента РК
С предприятиями, которые решили сокращать штат сотрудников из-за необходимости выплачивать штрафы, нужно разговаривать жестко, применяя статьи Административного и даже Уголовного кодекса. Мы не можем позволить превратить нашу страну в экологическую свалку. Я считаю, что все претензии к недропользователям по поводу экологических правонарушений вполне обоснованны.
Компаниям же, которые жалуются на слишком большой размер платежей, следует изучить опыт Кызылординской области. Там экологические платежи за прошлый год составили 30 567 тенге за куб, в то время как в Актобе компании платили 1 045 тг. Огромная разница. Размер данного платежа зависит от степени ущерба окружающей среде.
Если компании не хотят платить большие штрафы и платежи, тогда нужно заботиться об экологии и о людях, которые живут в этой области. Я полагаю, что любое предприятие вместо сжигания газа могло бы перерабатывать его и продавать, получая таким образом дополнительный доход.
Все знают, что сжигание газа на факелах наносит большой вред здоровью людей, поэтому мы не можем закрывать глаза на компании, не желающие утилизировать свои отходы.
В то же время, я полагаю, размер платы за загрязнение окружающей среды для некоторых компаний можно было бы снизить.

Рзабек Артыгалиев, заместитель генерального менеджера отдела по ОТ, ТБ и ОС АО «Тенгизшевройл»
За последние несколько лет в Атырауской области резко увеличились экологические штрафы. Общий объем выбросов компании в прошлом году был на 40% меньше, чем в 2000 году. Несмотря на это, нормативные экологические штрафы за аналогичный период увеличились в 26 раз. Общая сумма экологических штрафов за все выбросы и сбросы (воздуха, воды и отходов) в прошлом году составила более чем $37 млн, а в 2000 г. — $4,5 млн.
Кроме того, хочу отметить, что за последние 9 лет компания выделила на проекты по улучшению качества окружающей среды более $1,7 млрд. Помимо этого, ТШО заложило в бюджете с 2008 по 2010 г. дополнительно $925 млн на проекты для улучшения качества окружающей среды.
Кроме того, наши новые объекты включают в себя последние технологии по энергоэффективности и низкому уровню выбросов. Наша компания уделяет большое внимание экологическим показателям и имеет прочные традиции по улучшению состояния окружающей среды.

Курсив-справка:
Нурлан Искаков. Родился 26 марта 1963 года в пос. Кировский Талды-Курганской области. Женат, имеет двух дочерей и двух сыновей. Закончил факультет металлургии Казахского политехнического института имени В.И. Ленина (1985 г.), инженер-металлург. Дополнительное образование получил в США (1998 г.) и Южной Корее (2001 г.).
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик Международной академии экологии, безопасности человека и природы (г. Санкт-Петербург), член-корреспондент Международной академии информатизации, почетный профессор КазНТУ им. Сатпаева, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации ( 2006 г.). Автор более 50 научных печатных трудов, в том числе семи монографий.
Основные этапы трудовой биографии:
1985-1987 гг. — инженер научно-исследовательской части КазПТИ;
1990-1991 гг. — ведущий инженер, научный сотрудник Института металлургии и обогащения полезных ископаемых Академии наук Казахстана, директор инженерно-технического центра Международной Каркаринской ярмарки;
1991-1993 гг. — начальник отдела, заместитель председателя правления АБ «Казметаллбанк»;
1993 гг. — президент финансово-промышленной корпорации «Орле»;
1993-1994 гг. — начальник отдела, начальник управления развития малого бизнеса Министерства экономики РК ;
1994-1995 гг. — заместитель главы администрации Калининского района г. Алматы;
1995-1997 гг. — председатель Комитета по ценовой и антимонопольной политике по г. Алматы;
1997-2001 гг. — государственный инспектор организационно-контрольного отдела администрации президента РК;
2001-2005 гг. — вице-министр природных ресурсов и охраны окружающей среды, вице-министр охраны окружающей среды;
2005-2006 гг. — заведующий отделом государственного контроля и организационной работы администрации президента РК;
с 3 апреля 2006 года — Министр охраны окружающей среды Республики Казахстан. С апреля 2003 года — член совета директоров ЗАО «НК «Казатомпром».
Награжден медалью «Астана» (1998 г.), юбилейной медалью «10 лет независимости РК» (2003 г.), почетной грамотой Республики Казахстан (2004 г.), юбилейной медалью «10 лет парламенту Республики Казахстан» (2006 г.).