Эффект пошлины
Казахстан ввел пошлину на экспорт сырой нефти. Ее введение — временная мера, до принятия нового налогового кодекса, который будет содержать рентный налог и налог на добычу полезных ископаемых. Ужесточение налогообложения, считают в правительстве, должно стать способом гарантированного насыщения внутреннего рынка нефтепродуктов и обеспечить дополнительные поступления в государственный бюджет. Экспортная пошлина распространится не на всех недропользователей, а только на тех, в чьих контрактах не закреплен стабильный таможенный режим. Сами недропользователи, между тем, пересматривают инвестиционные программы, подсчитывая предстоящие убытки.
Пошлина на сырую нефть, согласно постановлению правительства, вступит в силу через месяц после официальной публикации соответствующего документа и будет действовать до конца текущего года. Она устанавливается в размере $109,91 за тонну при мировой цене $714 за тонну, которая сложилась по итогам первого квартала 2008 года. Проектом постановления предусматривается дополнение перечня товаров, облагаемых экспортными пошлинами, — это кокс и битумы нефти. Ставка таможенной пошлины на экспорт данных товаров составит $82,8 за тонну.
Предполагается, что введение пошлины не только решит фискальные задачи, но и стабилизирует поставки нефти на внутренний рынок. Кроме того, это позволит увеличить поступления в бюджет до конца года на $1 млрд.
«Постановлением предусматривается снижение ставки экспортной таможенной пошлины на сырую нефть на размер рентного налога. Таким образом, в отношении сырой нефти, экспортируемой по сумме рентного налога, устанавливается экспортная таможенная пошлина в размере $27,4 за тонну», — пояснил на заседании правительства министр индустрии и торговли республики Владимир Школьник. Глава МИТ также отметил, что таможенной пошлиной не будет облагаться нефть, вывозимая недропользователями, контракты которых предусматривают стабильность налогового режима.
Между тем введение пошлины на экспорт сырой нефти, делают прогноз эксперты, может существенно осложнить переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО, так как Всемирная торговая организация не приветствует меры государственного регулирования торговли, но в целом на ухудшение инвестиционного климата в Казахстане не повлияет.
Министр финансов Болат Жамишев считает, что если принять во внимание налоговую нагрузку в нашей стране и налоговую нагрузку в основных нефтедобывающих странах, говорить о том, насколько введение пошлины может повлиять на отток инвестиций, нет оснований. В то же время Болат Жамишев отметил, что эта мера не в полной мере решает те задачи, которые должны быть реализованы в рамках разработки нового Налогового кодекса, поскольку это не затрагивает те компании, у которых есть стабильность по внешнеэкономической деятельности, а именно таможенным платежам. «Вопрос по равной нагрузке остается и в рамках нового Налогового кодекса будет решаться», — сказал министр в интервью «Къ».
Он, в частности, полагает, что введение экспортной таможенной пошлины не приведет к уменьшению объема экспорта. «Экспортная пошлина — не только фискальный инструмент, — подчеркнул глава финансового ведомства, — это инструмент торговой политики, он создает некоторые стимулы для того, чтобы продавать на внутреннем рынке, но внутренний рынок ограничен мощностями существующих заводов. Поэтому при том, что в настоящее время эти заводы в значительной части загружены, говорить о том, что будут существенные перетоки, сейчас не приходится», — резюмировал он.
Механизм начисления экспортной таможенной пошлины на нефть будет полностью привязан к конъюнктуре мировых рынков, что может повлечь объективное снижение финансирования недропользователями своих инвестиционных программ в несколько раз и, в целом, негативно сказаться на доходах нефтяных компаний. Глава госхолдинга «Самрук» Канат Бозумбаев не так давно заметил, что в случае введения экспортных пошлин на нефть чистый доход, а за ним и стоимость акций АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» снизятся в два раза и даже больше.
Уже сегодня «РД КМГ» не исключает возможность пересмотра своих инвестиционных программ. Применимость экспортной пошлины к индивидуальным контрактам компании будет уточнена в ближайшем будущем, однако, исходя из имеющейся информации, экспортная пошлина будет распространяться на некоторую часть или всю экспортируемую нефть из объемов, добываемых производственными филиалами, — «Озенмунайгаз» и «Эмбамунайгаз».
Объем экспортируемой нефти из общего объема нефти, добываемой на этих двух основных активах компании, составил в 2007 г. 7,3 млн тонн. В случае, если экспортная пошлина в размере $109,91 на тонну будет применена ко всему объему экспортных поставок «Озенмунайгаза» и «Эмбамунайгаза», финансовый эффект для компании в годовом выражении составит, до налогов на прибыль и на сверхприбыль, приблизительно 800 миллионов долларов США Экспортная пошлина будет подлежать вычету из налогооблагаемой базы для целей налога на прибыль и налога на сверхприбыль.
«Являясь ответственным налогоплательщиком, — заявил генеральный директор АО «Разведка Добыча КазМунайГаз» Аскар Балжанов, — мы подчинимся данному решению правительства. В условиях роста фискальной нагрузки и сокращения инвестиционных ресурсов мы сосредоточим свои усилия на наиболее привлекательных возможностях роста при строгом контроле затрат».
Международные аналитики рассматривают влияние экспортной пошлины на КМГ как умеренное. «Мы считаем, что финансовое воздействие новой пошлины на АО «Разведка Добыча КМГ» будет намного мягче, чем было опасение». Объявление пошлины, по их мнению, проложит путь АО «РД КМГ» для продажи внутренних объемов по цене, соотносимой с экспортной, хотя это еще не было официально подтверждено. Кроме того, они выразили уверенность в том, что у возможных приобретений в Казахстане есть потенциал на повышение, и что недавнее ослабление только повысит привлекательность покупки.
Казахстанскому правительству предстоит кропотливая работа по выяснению таможенных гарантий каждого конкретного недропользователя. Независимый аналитик Ержан Каржасов предполагает, что по данному вопросу могут возникнуть даже судебные споры, так как в некоторых контрактах это может быть нечетко расписано и возможны интерпретации контрактов в любую сторону. Он отмечает, что предлагаемые Минфином изменения в законодательстве, которые должны быть унифицированы для всех налогоплательщиков, являются очень сложным вопросом, если не сказать фундаментальным или революционным.
Иное мнение высказывает эксперт Мурат Ахметов, который рассматривает сам факт изменений в системе налогообложения нефтяной отрасли страны как негативный, но ожидаемый. «Многое будет зависеть, — считает он, — от будущего налогового кодекса. Полагаю, эти изменения могут являться признаком потенциальной нестабильности в будущем».
Инициаторы введения экспортной пошлины настаивают на том, что она будет способствовать изъятию части сверхприбыли, которую получают добывающие отрасли в связи с высокими ценами на нефть. Аргументом в пользу является и то, что на эту сумму должны снизиться внутренние цены на нефть, а добывающие предприятия могут переориентироваться на поставку нефти отечественным НПЗ, тем самым косвенно решая проблему более полной их загрузки и стабилизации цен на горюче-смазочные материалы.
В то же время существует мнение, что на внутреннем рынке может произойти перекос от нынешнего равенства между спросом и предложением в сторону снижения предложения, что приведет в итоге к очередному повышению цен.