Борьба с коррупцией, поставленная властью во главу угла, обретает все новые и новые формы. Кроме непосредственного публичного «обнаружения» коррупционеров, отдельные ведомства теперь стараются принизить свои коррупционные «заслуги», переводя часть последних на другие госорганы.
Главный специалист управления внутренней безопасности комитета таможенного контроля Данияр Оспанов считает, что уровень коррупции, присутствующий на таможенных постах Казахстана, в определенной степени создается и другими контролирующими госорганами. «В апреле 2008 года на таможенном посту «Коргас» за содействие в провозе контрабандного груза арестованы сотрудники транспортного контроля, фитосанитарной службы и таможенных органов за преступное содействие в пропуске трех автобусов из Китая, загруженных «под завязку» ТНП на общую сумму около 14 млн тенге. Возбуждено уголовное дело», — сообщил он.
Данияр Оспанов уточнил, что «к получению и вымогательству взяток» оказались причастны сотрудники как таможенных органов, так и транспортного контроля и фитосанитарной службы. В подтверждение своей точки зрения он привел два подобных случая в Алматы и Алматинской области в октябре прошлого года. Таможенник также обнародовал факты вымогательства сотрудниками других контролирующих органов у работников таможни. Так, 28 марта текущего года в результате оперативно-розыскных мероприятий в г. Кокшетау сотрудниками комитетов таможенного контроля и национальной безопасности с поличным был задержан работник агентства по информатизации и связи, который проводил проверку.
Оспанову противоречит начальник отдела управления автомобильным транспортом комитета транспортного контроля министерства транспорта и коммуникаций Асет Асафбаев, отмечая, что территориальное управление по Алматинской области уже дало официальное опровержение по участию сотрудников транспортного контроля в коррупционных действиях. «Мы сами по своей линии тоже допрашивали. Нарушений наших сотрудников на данный момент не установлено», — подчеркнул он незапятнанность коррупцией сотрудников транспортного контроля.
Непосредственные участники внешнеэкономической деятельности — предприниматели — также не согласны с позицией комитета таможенного контроля. Частный предприниматель Искандер Сапарбаев уверен, что основными коррупционерами на таможенных постах являются именно таможенники. При этом все остальные контролирующие органы скорее выступают в роли «прилипал».
«Допустим, заходишь к «карантинщику» (фитосанитарный контроль) и он сам предлагает: либо я досматриваю вагон на наличие клещей и прочих насекомых, либо платите лично мне, и я вам сразу печать поставлю. При этом размер взятки зависит от презентабельности клиента и стоимости груза», — отметил он.
После ввода в Алматы службы радиологического контроля, которая проверяет грузы на превышение лимита радиационного фона, количество коррумпированных инстанций прибавилось. «И везде так — в каждую инстанцию заходишь и даешь определенную сумму денег. Если груз скоропортящийся, то приходится платить больше», — добавил он.
Предприниматель также подчеркнул, что все коррупционные расходы впоследствии закладываются в стоимость товара для конечного потребителя. Таким образом, пока госорганы переводят вину друг на друга, а предприниматели продолжают платить взятки всем государственным ведомствам и окологосударственным структурам, основная финансовая ноша ложится на обычных казахстанцев.
При этом суммарный уровень коррупции от переноса доли вины на другие госорганы не меняется.
Курсив-справка
По информации пресс-службы КТК, в 2007 году было возбуждено 110 дел в отношении должностных лиц таможенных органов, из них — 70 квалифицировались как коррупционные правонарушения. В результате за совершение проступков, дискредитирующих звание сотрудника таможенных органов и другие нарушения по отрицательным мотивам, уволен 51 сотрудник.