Правительство республики ввело запрет на экспорт зерна до нового урожая, аргументируя меру необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны. Между тем введение запрета парламентарии посчитали необоснованным, а реальной угрозой назвали возможность выхода Казахстана из числа мировых экспортеров зерна.
Одним из оснований для введения запрета стали рекордные темпы экспорта казахстанского зерна — свыше 1,1-1,4 млн тонн ежемесячно. Экспортный потенциал, за вычетом зерна, необходимого на внутреннее потребление (с учетом переходящего резерва), на сегодняшний день составляет порядка миллиона двухсот тысяч тонн продовольственной пшеницы, которые при таких темпах отгрузки могут быть вывезены за пределы страны в течение месяца. Правительство подсчитало, что свободные объемы зерна могут быть реализованы на экспорт в виде муки, что экономически целесообразно, так как позволит задействовать мощности мукомольных предприятий и сохранить рынки сбыта казахстанской муки.
Стоит отметить, что только обсуждение возможного введения запрета взбудоражило чикагских биржевых брокеров. На электронных торгах тогда была зафиксирована небывалая за последнее пятилетие стоимость зерна — 446 долларов за тонну. Неудивительно, что ограничительные меры на экспорт могут значительно взвинтить зерновые цены на мировых биржах, учитывая значительную долю Казахстана в международном экспорте. Кроме того, зарубежные аналитики считают, что такие действия, помимо всего прочего, могут привести к еще большему усложнению ситуации с мировыми поставками зерновых.
Введением экстренных мер регулирования внешней торговли зерном правительство намерено также сдержать внутренние цены на хлеб. Между тем эксперты полагают, что запрет на экспорт только спровоцирует их повышение. Производителям будет необходимо компенсировать упущенную выгоду при продаже зерна за рубеж, что в конечном итоге отразится на потребителе. Рост цен на зерно, который в последнее время наблюдается практически повсеместно, в первую очередь свидетельствует о том, что трейдеры готовы переориентироваться с экспорта зерна на экспорт продуктов его переработки, в частности, муки. Как, впрочем, произошло и в России, когда трейдеры переключились с экспорта зерна на продажу российской муки.
Нетрудно предположить, что если правительство республики не найдет удовлетворяющий всех механизм контроля ситуации на рынке продовольствия, трейдеры начнут вывозить уже муку. Тогда рост цен на готовый хлеб может стать еще большим, чем осенью 2007 года.
Данную тенденцию прогнозируют и парламентарии, которые назвали введение запрета на экспорт необоснованным. Так, мажилисмен Ромин Мадинов обратился с соответствующим депутатским запросом к премьер-министру республики Кариму Масимову. Председатель комитета по аграрным вопросам удивлен обеспокоенностью правительства угрозой продовольственной безопасности страны.
«О какой угрозе безопасности страны идет речь, если по данным правительства, в стране более 4,5 млн тонн продовольственной пшеницы, до нового урожая всего три месяца, и вся страна потребляет не более 250 тысяч тонн зерна. Если предположить, что 2009 год будет засушливым, то и в самые засушливые годы мы менее 10 млн тонн пшеницы никогда не собирали», — подчеркнул депутат.
Кроме того, Мадинов задался вопросом, «почему, объявляя о запрете экспорта пшеницы, правительство одновременно не объявило о закупе через уполномоченный орган оставшегося в стране продовольственного зерна». Мажилисмен также посетовал на то, что правительство не разработало комплекс мер по прямому дотированию хлеба для пенсионеров и малообеспеченных граждан страны. Для этих целей, считает законотворец, требуется с учетом инфляции не более 10-15 млрд тенге (текущий 120,32/$1).
Коллегу поддержал и депутат Тито Сыздыков. «Сегодня ограничивать право распоряжаться своей собственностью — неправильно. Теперь международные организации будут предъявлять иски к частным структурам, предпринимателям, которые не выполнили свои обязательства перед ними. Опять же частник будет нести убытки», — считает мажилисмен.
Также, по его мнению, АО «Продовольственная контрактная корпорация», специально созданная государственная компания, которая при падении цен должна регулировать и вмешиваться в процесс обеспечения мукой и пшеницей и соответствующие объемы выбрасывать на рынок, этих функций не выполняет.
Кроме того, сошлись во мнении парламентарии, введение запрета на экспорт зерна может существенно повлиять на реализацию стратегической задачи президента страны по сохранению позиций в первой пятерке мировых экспортеров пшеницы.
Между тем, по прогнозам российского центра «СовЭкон», в этом году Казахстан сохранит свое лидерство в качестве крупнейшего мирового экспортера муки. Дело в том, что казахстанские производители уже экспортировали из урожая 2007 года порядка 7 млн тонн зерна из запланированных 10 млн.
Почти на 200 тыс. тонн возрастет экспорт муки из ЕС, находящегося на втором месте. На третье место впервые за последние годы может подняться Аргентина, благодаря значительному расширению экспорта муки в Бразилию, что в известной мере компенсирует перебои в поставках пшеницы. Турция, которая была в 2005/06 крупнейшим мировым экспортером муки, в этом сезоне опустится на четвертое место в связи с неурожаем пшеницы в 2007 году. Пятерку крупнейших экспортеров муки замыкает Китай.
Так или иначе, запрет на экспорт казахстанского зерна вступит в силу через 10 дней после публикации соответствующего постановления правительства.
Курсив-справка
В прошлом году Казахстан собрал рекордный урожай зерна — более 20,1 млн тонн в чистом весе, что на 22% выше уровня 2006 года (в том числе 16,6 млн тонн пшеницы против 13,5 млн тонн в 2006 году).