В настоящий момент общеизвестно, что мировая экономика переживает небывалые фундаментальные изменения, которые, безусловно, и в дальнейшем будут влиять на состояние казахстанской экономики. Чтобы понять характер этого влияния, можно строить суждения на основе характеристик и оценок имеющей место сегодня экономической ситуации в США.
В былые времена, когда начинался экономический спад в западных странах, мировые цены на сырье и продовольствие падали. Это объяснялось тем, что развитые страны являлись своего рода «драйверами» мирового роста. Но с начала третьего тысячелетия темпы роста развивающихся стран достигли таких высоких показателей, что степень влияния процессов, протекающих в западных странах, на экономики развивающихся стран резко уменьшилась. Об этом говорит и майский отчет ООН, согласно которому мировой экономический рост в 2008 году снизился с 3,4 до 1,8%. Но при этом экономический рост развивающихся государств не опускается ниже 5%. Такая картина означает, что в условиях падения спроса на западных рынках в развивающихся странах уже выросло внутреннее потребление, и к тому же они хорошо освоили рынки сбыта друг друга. В основном именно этим и обусловлен их сегодняшний экономический рост, который создает предпосылки для дальнейшего развития независимо от Запада.
Больше половины европейского экспорта уже отправляется в Азию, в страны СНГ и ОПЕК. Правда, в тех странах, чьи экономики наиболее сильно привязаны к экономике США, замедление экономического роста будет более существенным. Это страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Мощный рост в странах СНГ, который в 2007 году составил 8,6%, в текущем году сократится до 6,4%. Сильно будут расти в основном экономики России и Украины. Рост в Казахстане останется выше 5%, что на фоне падения в строительном секторе и ужесточения кредитных условий банков очень даже неплохо. Главными факторами роста казахстанской экономики будут повышение спроса и рост цен на энергоносители, металлы, пшеницу и хлопок.
Последствия роста в развивающихся странах
Бурный рост в развивающихся странах неизбежно вызывал всплеск роста спроса на сырье. За 5 лет на мировых рынках цены на нефть выросли более чем в 4 раза, на золото — более чем в 2,5 раза, на платину только с сентября 2007 года цены более чем удвоились и т.д. К этому добавляется то, что в этих странах рост общего благосостояния населения вызвал изменения в рационе питания. На первое место переместились мясо и молочные продукты. А это такой характер изменений, который приводит к ситуации, когда требуется еще больший объем растительной пищи. Одна из главных причин роста цен на продовольствие заключается именно в этом. Рост цен на энергоносители и продовольствие — это на самом деле есть рост первичного инфляционного давления, которое обязательно вызывает вторичный эффект — постепенное повышение цен во всех отраслях экономики. Последующий расклад по инфляционному давлению вытекает из состояния текущих явлений, которые имеют место в мировой экономике.
Падение доллара вызывает рост долларовых цен
Кризисные явления в экономике США, начавшиеся с потрясений в жилищном секторе, продолжают развиваться и еще далеки от стабилизации. Например, по данным Национальной ассоциации риэлторов (NAR), число проданных в США существующих домов в апреле сократилось еще на 1%, а в годовом выражении этот показатель упал на 17% и составил 4,89 млн. Средняя цена продажи упала на 8,5% в годовом выражении и составила 202300 долларов. На графике №1 хорошо видна динамика данных показателей с начала 2007 года. А глобализация усилила взаимозависимость ведущих экономик мира.
Последствия американкой рецессии постепенно сказываются на экономиках ЕС, Японии и Британии, а также на остальных странах. Это показывают данные по американскому экспорту, которые в марте с начала года выросли на 7,4%. Однако при этом экспорт в ЕС снизился на 4,4%, в Великобритании — на 9,2%, в Японии — на 2,3%. А вот в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (без учета Японии) этот показатель вырос на 17%, а в странах Южной и Центральной Америки подскочил на 29,4%.
Федеральная резервная система (ФРС) США в условиях рецессионных явлений вынуждена снижать стоимость денег путем снижения процентных ставок для стимулирования собственной экономики. Это вызывает, в свою очередь, падение доходности по долларовым активам, отток инвестиционного капитала и в итоге — падение курса доллара. А так как на товарных биржах товары оцениваются в долларах, падение курса этой валюты вызывает рост долларовых цен.
Поощрение инфляции
При этом многие валюты нефтедобывающих стран, в том числе и казахстанский тенге, привязаны к доллару. Данный фактор неизбежно приводит к частичному импорту политики дешевых денег из США. Но если учесть, что в этих странах экономические циклы не совпадают с американскими, получается, что стимулирующая монетарная политика импортируется из Америки в самый неподходящий момент, потому что такой импорт происходит в ситуации, когда сохраняются высокие темпы экономического роста, обусловленные ростом спроса на природные ресурсы, что вызывает эффект высокого инфляционного давления. Но здесь повышение ставок центральными банками развивающихся стран будет неэффективным, так как в их экономики идет мощный долларовый поток.
Эти страны между мерами по отражению угрозы инфляции, с одной стороны, и мерами по обеспечению высокого экономического роста, с другой стороны, выбирают второе. Однако такие действия еще сильнее поощряют спрос, цены и, как следствие, инфляцию.
А через повышение цен на продовольствие и сырье инфляция с развивающихся стран экспортируется на Запад. Например, в Велико¬британии за прошедший год компании увеличили цены на выпускаемую продукцию на 7,7%, а цены на сырье выросли на 23,3%. Разница очевидна — это удар по рентабельности. Так вот, западные страны получают стагфляцию, т.е. сочетание высокой инфляции с экономическим застоем или стагнацией.
Теперь об угрозах инфляции
Общеизвестно: вред инфляции для экономического роста заключается в том, что высокие цены сокращают внутренний спрос. Соответственно, в расходах потребителей растет доля продовольствия и энергоносителей, что значительно снижает реальные расходы. А расходы потребителя — это главный «драйвер» экономического роста. Когда предприятия тратят больше на сырье, а потребитель сокращает потребление, это приводит к уменьшению объемов ВВП, что есть прямой путь к рецессии.
Тем временем, цены на сырье и продовольствие продолжают расти. В этих условиях центральные банки ведущих стран теперь уже должны будут повышать процентные ставки, чтобы бороться с инфляцией. В первую очередь, к этому должны быть готовы австралийский, британский и европейский центральные банки. А у ФРС пока нет возможности последовать за ними, так как в США фундаментальный фон все еще слаб. Это и есть повод для дальнейшего снижения курса доллара.
Напоминаем, что целевой уровень инфляции для американского и европейского центрального банка составляет 2%. Но есть и противовес — доллар перепродан, т.е. его курс уже отражает существующие проблемы экономики США. Для дальнейшего падения курса нужны новые отрицательные фундаментальные факторы. Но при этом в ЕС дисбаланс между латин¬ским и северным блоком обостряется.
По фундаментальным данным, юг Европы также находится в предкризисном состоянии. Этого нынешний уровень курса EUR/USD пока не отражает, что говорит не в пользу роста курса евро. Поэтому, если в дальнейшем макроэкономические данные подтвердят проблемы ЕС, то мы увидим глобальное укрепление доллара, а евро снизится к справедливым фундаментальным уровням. По прогнозам аналитиков, курс EUR/USD в среднесрочной перспективе будет колебаться между 1,55-1,60. А согласно австралий¬скому Common¬wealth Bank, в краткосрочной перспективе доллар может укрепиться, если цены на нефть пойдут вниз. Хотя в долгосрочной перспективе предполагается, что доллар будет падать и дальше, так как рост цен на нефть вряд ли закончится в ближайшее время.
В долгосрочной перспективе импорт инфляции снизится
Растущие цены на продовольствие и энергоносители для казахстанской экономики означают увеличивающиеся затраты именно по этим направлениям, т.е. в этой ситуации расходы на остальные нужды казахстанцев уменьшатся, что будет вызывать снижение внутреннего спроса на товары и услуги.
После спада строительного сектора это и будет вторым ударом по экономическому росту. В конечном итоге все это означает снижение прибыли и реальных зарплат (скорректированных на инфляцию).
Не надо забывать, что до осени 2007 года Казахстан наслаждался притоком дешевых кредитных ресурсов, что являлось необходимой смазкой для экономической активности. Теперь этих потоков уже нет, и банковский сектор вынужден покрывать ранее взятые кредитные ресурсы с мировых финансовых рынков, что еще больше сужает дееспособность национальной экономики.
Единственным «драйвером» роста экономики остается экспорт энергоносителей и пшеницы, которые в условиях заоблачных цен на мировых рынках дают стране сверхприбыль. Но в среднесрочной перспективе и здесь таится опасность — снижение мирового ВВП может вызвать снижение спроса и, соответственно, снижение цен на энергоносители. Это означает сокращение экс¬порт¬¬ной выручки. Вот третий гипотетический удар по ВВП Казахстана.
Ранее принцип долларовой привязки для тенге работал весьма эффективно. Правда, при этом золотовалютные резервы Национального банка уменьшились, удерживая курс тенге в заданном коридоре. Но сегодня поменялись внешние условия, да и казахстанская экономика заметно выросла. И может быть, уже настало время для создания действительно независимого валютного режима?
В краткосрочной перспективе в Казахстане тренд растущей инфляции, скорее всего, будет продолжаться. А что касается более долгосрочных перспектив, то, видимо, ФРС США приостанавливает цикл снижения процентной ставки. Дальше — больше. Возможно, начнется ужесточение монетарной политики, после чего последует укрепление доллара по всем фронтам. Такое укрепление должно стать фактором снижения монетарной составляющей растущей инфляции. Воздействие этого фактора приведет к уменьшению части импортируемой инфляции, что в конечном счете будет благом для экономики Казахстана.