Один из самых интересных экспертов рынка, к мнению которого серьезно прислушиваются, глава совета директоров Каспийского банка Вячеслав Ким считает, что надо усилить ответственность топ-менеджмента и акционеров казахстанских банков. Он согласен с тем, что кризис оказал хорошее влияние на здоровье рынка. Так же собственник Каспийского выразил свое мнение относительно ситуации на рынке недвижимости.
Кому досталось больше всего
— Уже не раз власти заявляют о том, что банкам не нужна помощь в поддержании ликвидности. Насколько это соответствует действительности?
— Наши банки достаточно успешно справляются с непростой ситуацией, однако я хочу сказать, что помощь государства никогда не бывает лишней. Если бы она была более активной, то, конечно, и банкам было бы проще и, в принципе, всему реальному сектору экономики. Последние десять лет наша экономика демонстрировала достаточно высокие темпы роста.
Другими словами, ее можно сравнить с топкой паровоза: чем быстрее он идет, тем больше нуждается в энергии, а такой энергией на рынке являются деньги. К сожалению, некоторые банки недооценили риски, связанные с бурным развитием. На данный момент, когда так называемый мыльный пузырь строительного рынка лопнул, банки оказались в непростой ситуации, но правительство приняло правильные меры и по застройщикам, и по поддержке малого бизнеса. В результате мы видим, что в целом банковский сектор остается стабильным и крепко стоит на ногах.
Уверен, что казахстанские банки справятся со своими внешними долгами. Активов у них достаточно, хотя, конечно, многие акционеры не хотели бы расставаться с ними, но это придется сделать. И я разделяю сожаления владельцев финансовых институтов, но что поделать…
— Гамлетовский вопрос: кризис или коррекция. И что хорошего принесла нашему бизнесу эта ситуация?
— Я не понимаю по отдельности два этих термина. Считаю, что это производные одной цепи. Кризис ликвидности — это когда не хватает средств для поддержания роста экономики, и корректировка цен неизбежна как следствие. Одного без другого не бывает. Повышенный спрос на пресловутые квадратные метры подогревался лишними деньгами. Экономика росла быстро, а гражданское понимание заемщиков развивалось гораздо медленнее. На западе доступ к ипотечным займам имеют люди с доходом средним и выше среднего. У нас же этот доступ получили все, банки даже демпинговали по условиям кредитования, начиная 30%-ным взносом и заканчивая нулевым.
Строительные компании изначально активно работали в «народном» сегменте, т.е. для среднего класса, но потом, в поисках большей доходности, они все перескочили в классы «бизнес» и «люкс». И «заигравшись», немного не рассчитали свои возможности. Стоимости квадратного метра на 50% состоит из определенных составляющих, которые одинаковы как для элитного, так и для жилья эконом-класса, остальная половина — в различии отделки и предоставляемого сервиса.
То, что происходит на рынке недвижимости, является пощечиной строительным компаниям. Многие из них спустятся в те ниши, в которых есть реальный спрос. Я имею в виду спрос рядового казахстанца в жилье. Чтобы застройщики переосмыслили новые реалии, необходимо время. Я очень часто привожу в пример слова президента Нурсултана Назарбаева: «Если бы кризиса не было, то его стоило бы придумать». Это исключительно рыночный механизм, который сделает нашу экономику более здоровой.
— Недавно рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг одной из страховых компаний Казахстана. Руководители этой компании считают, что это может быть сигналом к выздоровлению рынка. Согласны ли вы с этим?
— Я считаю, что любой позитивный сигнал, будь то размещение евробондов, подъем рейтинга страховой компании, покупка крупными иностранными инвесторами Банка ЦентрКредит и АТФБанка — хорошие новости для всех. Их эффект можно сравнить с позитивными инъекциями для рынка, который замер в ожидании.
Однако о выздоровлении рынка говорить, конечно, преждевременно, потому что страховые компании, по моему мнению, не являются сейчас существенными игроками на рынке. Они представляют собой спутники или сервисные компании для банков.
— Многие компании из разных секторов говорят о том, что у них нет отрицательных показателей, а напротив, наблюдается неплохой рост. Так кто же больше всего пострадал от кризиса?
— Больше всего пострадал малый и средний бизнес. Наши предприниматели росли в своеобразных тепличных условиях, которые предоставляли банки, не имея большого опыта работы в сложных ситуациях. Сейчас стоимость на сырье растет, и они, понимая, что «не помещаются» в розничную цену, прекращают деятельность. Половина малого и среднего бизнеса находится в состоянии ожидания.
На рынке недвижимости — летние каникулы
— На рынке не прекращаются споры о том, когда закончится кризис, и достигли ли цены на жилье своего дна. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Я считаю, что сейчас рынок очень близок к реальной стоимости, приходит понимание того, «что» и «сколько» на самом деле стоит. За лето произойдет осмысление, отрезвление, и осенью мы увидим ценовое дно.
Что касается кризиса, то согласно экономическому циклу рано или поздно экономика опять будет расти. Вообще, по моему мнению, кризис — это нормальное явление, он имеет место во всех странах. Америка — великая страна с великой экономикой, Япония тоже, однако все они проходят через это. В любом случае, последствия любого кризиса мы будем наблюдать как минимум три года.
— Недавно был зафиксирован небольшой рост цен на жилье в Астане. Что означает это движение?
— Я думаю, что это были просто разовые сделки, возможно несколько крупных клиентов были готовы купить по более высокой цене интересные объекты.
— Поскольку сейчас банкам очень сложно реализовать залоговое жилье, есть мнения, что скоро они станут продавать его ниже рыночных цен и это может привести к краху рынка недвижимости. Насколько это реально?
— Нет, обрушения рынка не будет (смеется — прим. редакции), таких заявлений я не слышал, честно говоря. Что такое «ниже рыночных»? Залоговая стоимость в свое время была высока, но у банков есть свои критерии, по которым дается достаточный коэффициент, который предусматривает риски на падение цен рынка. С учетом того, что сейчас произошла коррекция цен, стоимость залогов будет «не ниже рынка», это будет «рынок».
Кроме того, у казахстанских банков нет столько залогового жилья и столько недобросовестных заемщиков, чтобы можно было совершить серьезный всплеск на рынке.
Интерес их к нам и нас к ним
— Насколько выгодно сейчас вкладывать в Казахстан и развивать здесь свой бизнес? И каковы перспективы заимствований на международных рынках капитала?
— Вкладывать в Казахстан очень выгодно. На самом деле к казахстанскому рынку проявляется повышенный интерес. Иностранные инвесторы понимают, что сейчас самое подходящее время для покупок, а у казахстанских банков есть хорошие возможности по привлечению нового капитала. Приход первоклассных иностранных игроков поможет укрепить нашу финансовую систему. Единственное, наши регуляторы должны стимулировать или хотя бы создавать более благоприятные условия для входа стратегических инвесторов на казахстанский рынок. В Казахстане есть ограничения, которые замедляют эти процессы, и сейчас если правительство рассмотрело бы вопрос о смягчении мер по входу на казахстанский рынок, то это было бы очень хорошим сигналом для международных игроков.
— Представители БТА банка считают, что надо развиваться за пределами Казахстана, и правительство должно содействовать этому. Что вы думаете об этой позиции?
— БТА легко говорить, поскольку они уже начали это делать года три назад. На соседних рынках они снимут сливки, поскольку в эту стратегию играют уже давно. Их желание стать глобальной компанией вдохновляет. Но я — здоровый перфекционист, поэтому в отношении Каспийского банка говорить об экспансии пока преждевременно. Нам есть над чем работать внутри страны.
Южнокорейскоймодели — быть
— В последнее время на казахстанском рынке проявляют активность южнокорейские компании. Чем, по вашему мнению, это обусловлено?
— Южнокорейские компании присматриваются к нашему рынку давно. Их бизнесмены осмотрительны и осторожны, поскольку в прошлом серьезно обжигались. Компании так долго изучали и раскачивались, что дождались пика цен. Сейчас же они пользуются ситуацией на рынке, чтобы вовремя зайти, и поэтому активно вкладывают.
— Какие плюсы и минусы вы видите во вхождении на рынок южнокорейских инвесторов?
— Южнокорейские бизнесмены прошли очень серьезные уроки. В 1998 году страна столкнулась с кризисом, и власти очень решительно и прагматично начали устранять его последствия. Они довольно жестко регулировали рынок, даже ввели уголовную ответственность топ-менеджмента за плохое управление компанией.
Я знаю, что Агентство по финансовому надзору сейчас инициирует усиление персональной ответственности топ-менеджмента и акционеров. И я только «за». Потому что если ты ставишь подпись под финансовую отчетность, то будь добр за нее отвечать.
— Очевидно, что власти усиливают свое влияние на бизнес, что напоминает южно- корейскую модель. Какие преимущества это дает Казахстану?
— Я не думаю, что мы сейчас развиваемся по корейской модели. Очень много авторитетных международных экспертов говорят об уникальности нашей казахстанской модели экономики. Как у всех молодых стран, у нас есть возможность выбирать самое лучшее в моделях развития стран мирового сообщества и применять у себя в стране. Однозначно сказать, что мы идем по корейской модели, нельзя. С обретением независимости стран бывшего СССР, в мировом сообществе появился некий отдельный сегмент стран, который не может рассматриваться однобоко. Сравнивать с развитыми странами нас пока рано, но среди стран СНГ, безусловно, наша модель уникальна. И то, как мы справимся со сложным периодом, только повысит наш страновой авторитет.
Биографическая справка
Вячеслав Ким — председатель совета директоров АО «Банк «Каспийский».
Вячеслав Ким является одним из самых успешных ритейлеров в Казахстане. До Каспийского банка был совладельцем сети розничных магазинов «Планета электроники» и председателем совета директоров АО «Каспийский Инвестиционный Холдинг».
Профессиональный опыт:
С ноября 2006 года — Председатель совета директоров АО «Банк «Каспийский».
2002 года — член совета директоров АО «Банк «Каспийский».
2004-2006 гг. — член совета директоров АО «Каспийский Инвестиционный Холдинг».
2004-2005 гг. — Президент «Азия техникс групп», группа 24 компаний: продажа и сервисное обслуживание кондиционеров «Фантазия», продажа и сервисное обслуживание компьютерной техники «Логиком», производство телевизоров «НАМ», транспорт и логистика, финансовая поддержка и др.
2003-2004 гг. — Председатель наблюдательного совета Казахстанской ассоциации товаропроизводителей и техники.
2001-2005 гг. — Основатель и владелец сети розничных магазинов «Планета электроники».
Курсив-справка
АО «Банк «Каспийский» входит в десятку ведущих банков Казахстана с активами, превышающими 269 млрд тенге и консолидированным капиталом 41 млрд тенге. Банк занимает лидирующие позиции в потребительском кредитовании. По итогам 2007 года кредитный портфель банка составил 188 млрд тенге. Розничная сеть Банка состоит из 157 отделений и 514 пунктов продаж экспресс-кредитов, обслуживающих более 2000 торговых предприятий. Инвестором АО «Банк «Каспийский» является ведущий фонд прямых инвестиций Baring Vostok Private Equity III.