Ведущий авиаперевозчик заявил о том, что с начала августа текущего года полностью переходит на продажу электронных билетов через систему взаиморасчетов между авиакомпанией и агентствами. Такой проект оптимизации не только упрощает процесс работы, но и позволяет в значительной степени экономить. Специалистами отмечается, что в настоящее время, когда авиационная индустрия вынуждена сокращать расходы из-за очень большого роста цен на топливо, любые сбережения в других областях будут играть положительную роль.
По словам президента АО «Эйр Астана» Питера Фостера, с июня 2008 года объем продаж билетов авиакомпании через систему взаиморасчетов Billing Settlement Plan (BSP) составил 71%, тогда как в начале этого года равнялся нулю. Им также было отмечено, что компания вложила достаточно небольшие инвестиции в данный проект по причине того, что все электронные и компью-
терные системы, необходимые для запуска проекта, уже имелись, и единственные затраты пришлось сделать в инфраструктуру некоторых региональных аэропортов, не имеющих достаточного оборудования. В среднем для каждого на закуп компьютеров и необходимых систем было потрачено около $1,5 тыс.
Региональный менеджер IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) Джордан Камалаков при этом пояснил, что с 1 июня этого года вся мировая индустрия перешла на 100% использование электронных билетов, что дает авиационным компаниям возможность снизить расходы на $3,5 млрд ежегодно.
По его словам, операции с BSP в Казахстане начались с 10 декабря 2007 года, и уже через 6 месяцев преимущества такого взаиморасчета с агентствами стали очевидны. В настоящее время в республике в этом проекте участвуют 52 агентства, аккредитованные IATA, но Джордан Камалаков уверен, что уже в следующем месяце число возрастет до 100.
Это подтвердил также вице-президент по финансам АО «Эйр Астана» Асхат Бейсенбаев. По его мнению BSP не только упрощает взаимоотношения, но является дополнительной защитой от мошенничества в случае с выпиской билетов. С 1 августа текущего года компания на 100% перейдет на продажу электронных билетов. При этом дальнейшим шагом будет внедрение продаж через кредитные карты в рамках системы BSP, который в ближайшее будущее будет решен.
Стоит отметить, что авиакомпания Lufthansa в Казахстане полностью перешла на продажу электронных билетов уже 1 мая текущего года. Как рассказал «Къ» генеральный представитель компании Lufthansa в Казахстане Андрей Щебрюков, проект был осуществлен в несколько этапов. Сначала покупателям была предложена возможность выбора между электронным билетом и бумажным. Затем за выпуск бумажных билетов стали взимать дополнительный сбор, что мотивировало покупателей приобретать электронные. Последним, довольно непростым шагом, был проект взаиморасчетов BSP, т.е. именно видение этой системы, которая вводилась вместе с IATA, и дает возможность агентствам выписывать нововведенные билеты. «Казахстан первый в мире ввел высокотехнологичную систему расчета между авиакомпаниями и агентствами, которая базируется исключительно на электронных билетах, например, в Германии до сих пор полностью на эту систему не перешли»,-поясняет Андрей Щебрюков.
Далее он добавил, что такой переход позволяет экономить с двух сторон, во-первых, нет необходимости закупать или производить формуляры и бланки билетов, во вторых, все расходы на обработку бумажных купонов сокращаются или исчезают полностью. На каждом электронном билете Lufthansa экономит примерно 2-2,5 евро по сравнению с бумажным.
Питер Фостер также отмечал, что внедрение такого проекта и системы взаиморасчетов BSP в конечном счете позволит в будущем авиакомпаниям удерживать цены на определенном уровне без повышения.
По его словам, на недавно прошедшем общем собрании IATA в Стамбуле было озвучено, что в целом потери мировых авиакомпаний в связи с постоянным в последнее время удорожанием авиатоплива в 2008 году могут составить около $6,8 млрд.
Андрей Щебрюков по этому поводу считает, что авиакомпаниям, ориентированным на низкоценовой сегмент, в таком случае будет тяжело в отличие от сегмента премиум, у которых есть возможность концентрации на бизнес-клиентах.