Новости

Распродажа в стиле BRIC, или Не сезон кирпичей…

Если кто вдруг запамятовал, BRIC - аббревиатура, прижившаяся в кругах инвесторов для описания четырех экономик, по своему размеру и темпам роста ставших ключевым блоком на emerging markets - Бразилия, Россия, Индия и Китай. Все последние годы эти страны служили локомотивом роста мировой экономики, а их активы, соответственно, фаворитами в инвестрейтингах.

Если кто вдруг запамятовал, BRIC — аббревиатура, прижившаяся в кругах инвесторов для описания четырех экономик, по своему размеру и темпам роста ставших ключевым блоком на emerging markets — Бразилия, Россия, Индия и Китай. Все последние годы эти страны служили локомотивом роста мировой экономики, а их активы, соответственно, фаворитами в инвестрейтингах. За последний же год после разразившейся на мировых рынках кредитной грозы «кирпичи» (bric (англ) — кирпич) еще и стали выполнять роль убежища, защищая инвесторов станами нефтяных, металлических и валютно-резервных доходов. Но раз уж под Луной ничто не вечно, то уж на такой виртуальной планете, как финансовый рынок — тем более. Резко континентальный (читай, крайне волатильный) климат, царящий сейчас на фондовом и сырьевом рынках, сделал свое дело — кирпичики размякли и начинают если не разваливаться на части, то по крайней мере терять свой приятный глазу инвестора декоративный экстерьер.

Первыми посыпались китайские акции. Если с юанем чего-то чрезвычайного произойти не могло в силу зарегулированности китайского валютного рынка, то владельцы китайских акций по справедливости оценили красоту свободного полета, в который данные активы отправились в конце прошлого года. Опасения по поводу охлаждения спроса на китайский экспорт в результате мировой рецессии выразились в 50-процентном обвале рынка за полгода. Вспоминается рассказ одного брокера про то, как китайские физ. инвесторы выбирали, какую их двух акций лучше купить:

Клиент: Сколько акция А стоит?
Брокер: 10 юаней.
Клиент: А сколько акция Х стоит?
Брокер: 5 юаней.
Клиент: Тогда, конечно, давайте акцию Х!

Такой вот недискриминационный выбор, когда акция является для покупателя безличным инструментом, т.е. клиент не интересуется эмитентом и его перспективами, не мог не способствовать надуванию пузыря, как и предопределял его отнюдь не плавное сдувание.

Следующими посыпались индийские акции. Все по той же причине охлаждения мировой экономики и меньших прямых инвестиций в Индию на фоне кредитного кризиса «у самих». Индийцы слывут за более умудренный в финансовых вопросах этнос, соответственно и падение их рынка — пусть визуально и более похожее на хронику пикирующего бомбардировщика, было существенно меньшим, чем у соседей — около 40% (пожалуйста, графики ниже).

На очереди — другие составные BRIC. И если в случае с Китаем и Индией мы больше говорили о лопнувшем пузыре фондового рынка, то с российско-бразильским дуэтом больше рискуют потерять валютные инвесторы. В долгосрочном плане и российский рубль, и бразильский реал по-прежнему представляются надежными вложениями, но надежность и прибыльность — не одно и то же, и именно поэтому «короткие» деньги могут побежать из данных валют, приведя к серьезному коррекционному движению.

Начнем с рубля. Причин, почему рубль может потерять в весе до 4% в течение ближайшего полугодия, несколько: 1) снижение цен на нефть, которое за последние две недели оказалось достаточно существенным, скорее всего служит индикатором пика цен в текущем цикле. Коррекционные движения вверх нефть еще наверняка предпримет, но более вероятным выглядит вариант возвращения цен к лихо пройденному 100-долларовому барьеру, нежели штурм новых максимумов; 2) снижение инфляции. Анализ вклада компонентов корзины в рост инфляции в России показывает, что около 6% роста общего уровня цен пришлось на продукты питания (наивысший показатель в странах Центральной и Восточной Европы). После существенного снижения цен на большинство сельскохозяйственных фьючерсов — пшеницу, кукурузу, сахар и др. логично предположить охлаждение цен и на конечную продукцию. Снижение инфляции, в свою очередь, подразумевает меньшую необходимость в ревальвации рубля, и как результат -отток «горячих» денег на снижении подобных ожиданий; 3) разворот на рынке EUR/USD. Евро уже потеряло около двух процентов с июльских максимумов, и прогнозы в районе 1,45-1,50 по евро/доллару на конец года становятся все слышнее. Недавнее заявление о банкротстве крупнейшего испанского девелопера Martinsa-Fadesa (после тщетных попыток рефинансировать 4-миллиардную задолженность) явно говорит о том, что Европа может перехватить эстафетную палочку в команде главных негативных ньюсмейкеров, а значит, давление на ЕЦБ в сторону снижения ставок вновь возрастет.

В отношении бразильской валюты факторов меньше — по сути один, но гораздо более фундаментальный. В опубликованном в понедельник отчете бразильского центробанка говорится о серьезном ухудшении показателей платежного баланса страны — фундамента любой валюты. Так, показатель текущего счета с начала года показал аккумулированный дефицит US$18,9 млрд, что на 90% превышает аналогичный показатель прошлого года. Большие объемы репатриации прибыли и дивидендов иностранными инвесторами остаются основными драйверами процесса ослабления текущего счета Бразилии. В этом смысле позиция реала несколько напоминает ситуацию с тенге: обе валюты имеют солидный профицит торгового баланса, однако контрпотоки — в нашем случае еще и выплата внешнего долга — перекрывают позитив реального сектора. В то время как прямые инвестиции в бразильскую экономику по-прежнему не иссякают — с начала года достигнув показателя US$17,2 млрд, увеличение импорта на фоне сохранения роста экономики и сильного реала, скорее всего, будут и дальше «работать» на ухудшение структурного дефицита внешних счетов. Учитывая уже довольно долгий безкоррекционный рост реала, к концу года мы можем стать свидетелями резкого ослабления BRL с текущих 1,56 до 1,68-1,70 реала за доллар.