Таможня не дает добро…

Опубликовано
Как показывают исследования, доля «серого» импорта в Казахстане чрезвычайно велика. Российские эксперты, столкнувшиеся с такой же проблемой на своей границе, считают, что бороться с криминалом и коррупцией на таможне можно лишь одним способом - максимально снизить пошлины.

Как показывают исследования, доля «серого» импорта в Казахстане чрезвычайно велика. Российские эксперты, столкнувшиеся с такой же проблемой на своей границе, считают, что бороться с криминалом и коррупцией на таможне можно лишь одним способом — максимально снизить пошлины.

В России при сопоставлении официальных данных по экспорту товаров от основных торговых партнеров (семь стран) и импорту по итогам 2006 г. расхождение составило $27 млрд. Следовательно,эта сумма прошла как «серый» импорт, от которого в российский госбюджет не поступило ни рубля Кроме того, российские аналитики отметили прямую связь между снижением таможенных тарифов и снижением доли «серого» импорта в стране. В России ставка таможенного тарифа составляет в среднем 12%.

По определенным видам товаров пошлину снижали в разы, что сокращало размер коррупции. Согласно плану вступления РФ в ВТО, к 2011 г. ставка таможенного тарифа составит в среднем около 10%. Если Россию примут в ВТО, Федеральная таможенная служба (ФТС) сможет отслеживать, сколько товаров, по какой цене и у каких компаний закуплено за границей. Такая же возможность при вступлении в ВТО появится и в Казахстане.

«Къ», сопоставив данные по экспорту ВТО и данные по импорту Комитета таможенного контроля РК по трем крупнейшим странам-экспортерам, получил интересные результаты.

Очевидно, что только по трем странам за один 2006 г. выявлены расхождения на сумму $ 625 млн, что эквивалентно финансированию государством сразу нескольких прорывных проектов или сопоставимо с господдержкой МСБ.

Председатель совета Форума предпринимателей Раимбек Баталов не раз обращал внимание правительства на обстановку с таможней. Как известно, таможенный сбор на казахстанской границе составляет на сегодняшний день 0,6 евро с килограмма, в то время как на кыргызстанской границе — всего 0,15 евро.

Как следствие, казахстанские грузы оформляются у соседей и ввозятся практически контрабандой в республику. В результате снижаются таможенные поступления. Чтобы «добрать» план по таможне, ее руководство нашло ряд методов, которые сильно «бьют» по бюджетам казахстанских предпринимателей. Этой недобросовестной схемой стал повально применяемый шестой метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Данный резервный метод в нормальных условиях должен применяться, если у предпринимателя нет контракта, инвойсов, чеков и других необходимых документов на товар. В этом случае таможенная стоимость груза определяется в одностороннем порядке, то есть, как правило, сильно завышается. Но на казахстанской границе подобный метод применяют и к бизнесменам, у которых есть все документы.

То есть если груз стоит $100, таможня оценивает его в $200 и увеличивает таможенный сбор в два раза. Экс-депутат мажилиса Булат Абишев добавил, что, помимо стимулирующего оформления грузов в Кыргызстане, негативную ситуацию создает ограничение по весу в размере двух тонн. «Предприниматель вынужден часть груза переоформлять на другое лицо, что является уголовным преступлением. Мы загоняем бизнесменов в уголовщину», — констатирует он.

Как меру, решающую эту проблему, Булат Абишев предлагает ввести таможенный тариф 0,15 евро и отменить ограничения по весу. Министр финансов Болат Жамишев согласен с тем, что ключевым при выходе из «тени» является фактор финансового стимулирования предпринимателей к честному бизнесу.

Президент алматинской Ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев считает, что корень проблемы более глубок: «Когда говорится, что самая злободневная проблема в стране – повышение цен, вопрос о таможне обычно не затрагивается. Между тем из правоохранительного органа она превратилась в фискально-плановый, так как на сегодня 30% бюджетных поступлений — это таможенные сборы». Он подчеркивает, что средняя цена оформления на таможне возросла в три раза, что бизнесмен, конечно, закладывает в себестоимость товаров.

По мнению Виктора Ямбаева, необходимо изменить философию сбора таможенных платежей, они должны быть снижены. Также это касается и штрафов, взимаемых налоговыми органами. Он подчеркивает, что на данный момент работа контрольно-надзорного органа оценивается тем выше, чем больше фактов нарушения было выявлено и чем больше штрафов собрано.

Кроме этого есть ряд замечаний и по тарифной сетке. Президент Ассоциации полиграфистов Казахстана Серик Туржанов считает на сегодняшний день таможенные пошлины на сырье, запчасти и неготовую продукцию гораздо выше, чем на готовую, и это серьезно ущемляет отечественных производителей. Ввозить выгоднее, чем производить.

Председатель Ассоциации легкой промышленности РК Любовь Худова не раз обращалась к правительству с просьбой обратить, наконец, внимание властей на отрасль легкой промышленности, по решению проблем которой предприниматели получают лишь отписки чиновников. «95% оборота теневого бизнеса — именно в легкой промышленности, это связано с импортом, с хорошим, по сравнению с производителями, положением торговцев», — подчеркивает она.

В ответ на это в текущем году правительство снизило ставки таможенных пошлин на сырье и оборудование для легкой промышленности, в частности, на красильно-отделочные материалы и текстильно-вспомогательные вещества, необходимые для производственной деятельности предприятий легкой промышленности.

В России с 1995 г. средняя ставка таможенного тарифа снизилась с 20% до 12%, и доля «серого» импорта упала с 35% до 10% (источ. — ГТК РФ, расчеты Forbes). Как сообщила начальник управления таможенных доходов Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Елена Канашкина, последнее изменение средневзвешенного таможенного тарифа было связано с Постановлением правительства Республики Казахстан в декабре 2007 года «О Таможенном тарифе и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан». Тариф понизился с 7,2% до 6,6%. Это позволяет, в свою очередь, ожидать снижения доли «серого» импорта в РК. Данных о размерах «серого» импорта у Таможенного комитета «Къ» получить не удалось.

Однако зампред Корпорации по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX» Газиз Мылтыкбаев считает, что сложилось достаточно стереотипное мнение о недостатках таможенной системы, но, тем не менее, она в последнее время очень сильно реформируется и делаются достаточно большие продвижения в сторону улучшения. В связи с этим активная критика излишня, считает представитель KAZNEX. По его словам, «KAZNEX» выявил в ходе опросов предпринимателей, что большинство проблем касаются больше каких-либо налоговых проблем, либо вопросов администрирования со стороны регулирующих органов. 27% предприятий, опрошенных «KAZNEX» в ходе диагностики, отметили проблемы с таможенными процедурами, однако они не считают это главной проблемой, т.к. требуется общесистемное реформирование.

Как пояснил зампред «KAZNEX», существующая проблема — в расхождении статданных, в частности, если взять товарооборот между Китаем и Казахстаном — Китай может быть связан с неучтенным грузом, а также с неучтенным «серым импортом» или «теневым завозом» товара.

Газиз Мылтыкбаев замечает, что есть некоторые замечания со стороны текстильной и легкой промышленности в том, что тот товар, который ввозится со стороны Китая, где своя мера учета и обложения пошлинами, по-своему оценивается в РК, что в свою очередь вызывает споры. В некоторых странах учет ведется по килограммам, тоннам, то есть имеются различия в ед. учета. И здесь кроется определенная проблема, требуется более глубокое изучение замечаний, которые предлагает ассоциация легкой промышленности.

В качестве рекомендации он указывает на необходимость увеличения взаимодействия таможенных органов с другими органами в плане выстраивания методологической базы в определении того или иного действия.

Что касается таможенных процедур, то на встрече по развитию экспорта KAZNEX чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в Казахстане г-н Ким Иль-су, отмечал, что правительству РК давно была предложена программа электронной таможни, которая уже несколько лет успешно функционирует в Республике Корея, а также имеется аналогичная сингапурская программа, однако до сих пор по ней ответ не получен. Данные программы призваны максимально исключить «человеческий фактор» на таможне. Корея же готова выступить консультантом и помощником во внедрении данной технологии.

Официальные расхождения в данных
по экспорту-импорту товаров в 2006 г.

Таможня не дает добро...

Читайте также