Тайвань делает первые шаги в развитии рынка обмена юаня
Торговля юанем больше не является политическим табу для Тайваня, однако разрешение на развитие рынка обмена валюты — лишь первый шаг в долгом процессе становления центром торговли китайской валютой. Тайвань, который Китай считает своей территорией, стремится расширить деловые связи со своим крупнейшим торговым партнером и предпринимает серию попыток улучшить взаимоотношения с процветающей страной.
Для того чтобы создать живой рынок торговли юанем, до недавнего времени возможной лишь в Китае и Гонконге, Тайвань должен позволить банкам иметь возможность предлагать широкий спектр услуг, таких как открытие банковских счетов и кредитных карточек, деноминированных в юане. Только в этом случае Тайвань может превратиться в настоящий оффшорный хаб торговли валютой — как и Гонконг, чья репутация растет вместе с ролью Китая на международной арене.
Согласно данным аналитиков, Тайвань инвестировал 64 миллиарда долларов в Китай в период с 1991 по 2007 годы, некоторые ставят цифру в более чем 100 миллиардов долларов, так как был и непрямой отток капитала в Китай через третьи лица. «Я пользовался услугами банков Гонконга и Китая для валютных и инвестиционных операций все эти годы, — говорит Дэвид Ли (David Lee), генеральный директор Kingcan Holdings Ltd, Taiwan. — Изменения в валютной политики – позитивные новости, однако тайваньские банки должны предлагать больше услуг в юанях, прежде чем я решу стать их вкладчиком».
Инвесторы хотят держать юань и торговать им, ведь в этом году он укрепился больше чем на 7% против тайваньского доллара, но валюты конвертируется не полностью, и Китай до сих пор контролирует денежные потоки. Раньше тайваньский доллар и юань не могли даже обмениваться, за исключением нескольких островов, отдаленных от Тайваня, и на «черном» рынке, в основном в ювелирных магазинах.
Однако в конце июня правительство дало зеленый свет тайваньским банкам на оказание услуг обмена валюты — тайваньский доллар и юань, чтобы иметь возможность принять миллионы китайцев, которые будут посещать остров в рамках нового туристического соглашения. Кредиторы, такие как Bank of Taiwan, Taiwan Cooperative Bank и банковские подразделения Mega Financial, открыли свои пункты в аэропортах и местах скопления туристов, рекламируя свои услуги на больших красных баннерах.
Первые плоды
Несмотря на рекламную кампанию, объем операций по обмену валюты был мизерным, составляя лишь малую толику объемов транзакций, необходимых для создания эффективного рынка. По статистическим данным, к середине июля тайваньские банки и бюро по обмену валюты продали лишь 238 миллионов юаней и купили 102 миллиона юаней (эквивалент составляет 50 миллионов американских долларов). На рынке собственной валюты Тайваня объем дневных операций в среднем составляет 1 миллиард долларов.
Без достаточной ликвидности покупатели сталкиваются с риском невозможности получения китайской валюты в необходимых объемах по рыночным ценам, когда им это нужно, также как и со значительным разбросом цен, когда средства становятся доступны из-за несоответствия спроса и предложения.
Рынок может также стать уязвимым из-за увеличения потока китайских туристов, что потенциально может сдержать развитие рыночной системы. «Существующая система не сможет поддерживать такой поток, — говорит Тони Фу (Tony Phoo), экономист Standard Chartered Bank. — Необходимо открыть кредитный бизнес для развития системы конвертации тайваньского доллара и юаня. Необходимо вести правильный бизнес, а именно бизнес депозитов».
Тайвань уже расширяет спектр услуг помимо простых операций обмена валюты. Как один из примечательных примеров: крупнейший оператор электронной системы оплаты Китая Unionpay находится в процессе согласования сделки, чтобы их системы стала доступны для тайваньских банков и ритейлеров.
Тайваньские банки могут перенять опыт Гонконга, единственного ключевого оффшорного центра обмена юаня, и основных поставщиков китайской валюты HSBC и Bank of America. В Гонконге банки могут принимать депозиты в юанях, проводить операции переводов китайской валюты и осуществлять форвардные сделки с юанем. Также здесь развивается рынок облигаций, деноминированный в юанях.
Китай и Тайвань должны заключить официальное соглашение, чтобы тайваньские банки могли предлагать одинаковые услуги с юанем, однако процесс может затянуться из-за политической ситуации. Китай заявил о владении Тайванем в 1949 году, и если будет необходимо, то захватит контроль над островом силой.
Юристы и аналитики говорят, что Тайвань должен делать постепенные шаги, такие как разрешение на принятие депозитов в юанях местными банками, что не потребует двустороннего соглашения. «Политические проблемы обязательно возникнут, однако Китай и Тайвань должны быть более гибкими и практичными в обсуждении вопросов продвижения и развития рынка», — говорит Ву Чунгшу (Wu Chung-shu), экономист Academia Sinica.