Масимов заинтересовался альтернативой

Опубликовано (обновлено )
Развитие использования возобновляемых источников энергии в Казахстане до сих пор находится на начальной стадии и к тому же не имеет поддержки в законодательстве. И хотя в настоящее время разрабатывается новый закон об энергосбережении, прогнозы специалистов на ближайшее будущее по ряду причин не самые оптимистичные.

Развитие использования возобновляемых источников энергии в Казахстане до сих пор находится на начальной стадии и к тому же не имеет поддержки в законодательстве. И хотя в настоящее время разрабатывается новый закон об энергосбережении, прогнозы специалистов на ближайшее будущее по ряду причин не самые оптимистичные.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов провел встречу с директором немецкого института солнечной энергии «Фраунхофер» Эйке Вебером. В ходе встречи стороны обсудили мировой опыт использования солнечной энергии и перспективы Казахстана в производстве, развитии и использовании возобновляемых источников энергии.

В частности глава казахстанского правительства высказал заинтересованность в использовании немецкого опыта при создании национального законодательства, регулирующего рынок возобновляемых источников энергии.

Стоит заметить, что специалисты отмечают актуальность проблемы в развитии правовой и институциональной базы Казахстана в данной области. Так, ректор Алматинского института энергетики и связи Гумарбек Даукеев считает, что основной трудностью является отсутствие законодательной базы, поддерживающей внедрение возобновляемых источников энергии. И на это обращают внимание все организации и компании, специализирующиеся в этом направлении, и, в первую очередь, это иностранные инвесторы. Ректор поясняет, что программа, как правило, должна включать государственное финансирование, создание нормативно-правовой базы. В правительстве должен быть создан некий координирующий орган, который бы взял на себя ответственность за внедрение возобновляемых источников. В каждом министерстве и акиматах должны быть ответственные лица, занимающиеся только этим вопросом.

С этим мнением согласен также экономист ООО «Ветропарк Инжиниринг» Павел Федоров. По его словам, одним из основных препятствий для широкого распространения альтернативных энергогенерирующих установок, как в малых масштабах (частных хозяйств или маленьких поселков), так и в составе крупных, является отсутствие единого закона, который бы четко определял все преференции возобновляемых источников энергии, налоговые льготы и приоритетное право на подключение к общим сетям. То есть отсутствие государственной поддержки. Также он считает, что фактором, тормозящим развитие ветроэнергетики в Казахстане, является достаточно долгое муссирование темы о том, что ветрогенераторы, использующиеся в Европе, для казахстанского климата неприменимы. До сих пор ведутся работы по разработке ветрогенераторов, приспособленных к казахстанскому климату.

Это подтверждает и Гумарбек Даукеев: «На Джунгарских воротах длительное время обсуждался проект строительства опытно-экспериментальной станции мощностью в 5 МВт. Только после 10 лет обсуждений все сдвинулось с места. Предполагается, что его реализация осуществится в ближайшие два года. Инвестируют проект Энергетический фонд и часть выделяется из бюджета Казахстана». Доктор технических наук, руководитель НИЛ «Ветроэнергетические установки из композиционных материалов» КГУ им. Ш. Уалиханова Хайрулла Байшагиров отметил, что в Казахстане пока имеются отдельные группы специалистов в области ВИЭ, незамедлительное использование (финансирование) которых позволит в ближайшем будущем (2-3 года) развернуть собственное производство ветровых и солнечных установок. Для этого имеются начатые в советское время разработки, а также требующие возрождения производственные мощности. Наиболее перспективно развитие производства малых ветроустановок, так как они могут быть применены не только на 80-90 % территорий РК и сопредельных стран, но также в отдаленных и труднодоступных пунктах.

При этом Гумарбек Даукеев прогнозирует, что в самом лучшем случае к 2030 году использование возобновляемых источников в Казахстане возрастет до 10%, а в ближайшие 5-10 лет на 0,1%.

Директор TOO ND & Co Нурлан Джиенбаев в качестве примера приводит ту же Германию, которая, по его словам, к 2015 году переходит на 30% использования солнечной энергии, хотя находится в худших условиях (уровень солнечной активности). Так, в Германии потребитель платит 21-23 евро-цента за 1 кВт электроэнергии, но если он установит солнечную станцию, то появится возможность продать излишки выработанной электроэнергии в общую сеть, получив при этом за каждый кВт по 45 евро-центов.

Кристина БЕРШАДСКАЯ

Читайте также