При трудоустройстве очень часто инвалиды сталкиваются с явной дискриминацией. Хотя, как правило, эти люди ответственней в работе, более лояльны по отношению к организации, в которой трудятся, и неприхотливы в зарплате.
«Я мог бы работать во многих местах, но, увидев меня в коляске, вряд ли куда возьмут», — говорит председатель Алматинского городского общества инвалидов (АГОИ) Али Аманбаев. Вот уже 12 лет он инвалид, и в своей практике наблюдал не один случай дискриминации таких, как он, при трудоустройстве. «Многим молодым людям, прошедшим тестирование, в последующем отказывали, увидев их физические недостатки. Некоторые из них в итоге трудоустраивались, не претендуя на высокую зарплату и при этом показывая успехи в работе».
Большинство фирм боятся брать инвалидов из-за лишних издержек. Ведь, чтобы создать условия труда для таких людей, без переоборудования не обойтись. Конечно, переоборудовав все для сотрудника-инвалида, есть риск, что он не оправдает ожидаемого результата. Но, по мнению Али Аманбаева, если бы государство компенсировало работодателю его расходы на такое благое дело, то он в будущем никогда на это место не взял бы человека, не имеющего инвалидности, а только человека в коляске, потому что у работодателя будут моральные обязательства. Ведь он получил деньги, и фактически — это доля государства.
Как выяснилось, многие компании вовсе не против, чтобы у них работали инвалиды, при условии, что они будут успешно справляться с работой.
«К примеру, авиакомпания «Эйр Астана» в случае соответствия компетенции соискателя открытой вакансии и отсутствия противопоказаний к работе готова заключить трудовой договор», — делится информацией координатор по социальным программам Анель Нуржауова.
ТОО «КаР-Тел» (ТМ Beeline) проводит мониторинг своей кадровой структуры на предмет определения должностей, которые могли бы занимать люди с ограниченными возможностями. Пока в структуре «КаР-Тел» работает только одна сотрудница с ограничениями по трудоспособности. «Она работает в дирекции по обслуживанию клиентов и без труда справляется с работой, и ее инвалидность совершенно не сказывается на эффективности результата», — комментирует ситуацию директор по организационному развитию и работе с персоналом ТОО «КаР-Тел» Елена Титова.
По мнению сотрудника аналитического управления АО «Казкоммерц Инвест» Айгерим Жакеевой, человек, имеющий инвалидность по зрению, соответственно не сможет считать или писать обзоры. В этом случае их компания не сможет взять на работу такого сотрудника. Но сотрудник, отвечающий требованиям компании, таким как профессиональные знания, опыт работы, ответственность, исполнительность, приветствуется в любом месте.
К каждому человеку с ограниченными возможностями нужно подходить индивидуально. Перед тем как принимать таких людей на работу, необходимо оценивать, насколько состояние его здоровья повлияет на эффективность работы всего коллектива. И все же единственной, по мнению директора ТОО «Tech Consult Plus» Санжара Алтаева, причиной не брать людей с ограниченными возможностями на работу является большая вероятность потери рабочего времени в ходе реализации проектов.
Но вне зависимости от того, будет ли государство компенсировать расходы по содержанию сотрудников с физическими недостатками или нет, главным критерием для выбора сотрудника, является уровень квалификации и знаний.
«В условиях работы нашей компании, где в большей степени требуется интеллектуальный труд, даже люди с ограниченными способностями будут чувствовать себя комфортно», — говорит Санжар Алтаев.
По словам Али Аманбаева, основная деятельность АГОИ — это защита прав инвалидов и их интересов в городе Алматы, количество которых достигает примерно 38 тысяч. Трудоустроить удается немногих, и то, если к ним обращаются сами работодатели. В данный момент у АГОИ есть договоренность с аэропортом, где им, возможно, удастся обеспечить работой 20-30 инвалидов.
«Что же касается остальных, то в соответствии со ст. 31 закона РК от 13.04.05 г. №39 «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» предусмотрено право местных исполнительных органов на установление квоты рабочих мест для инвалидов в размере 3% общей численности рабочих мест, введение социальных рабочих мест и осуществление политики в области занятости инвалидов», — делится комментариями юрист юридической фирмы «Advoko» Елена Жигаленок.