Cо-мнение
Развитие современной экономики характеризуется раздуванием пузырей и возникновением экономических и финансовых дисбалансов. Некоторые аналитики в раздувании жилищного пузыря в США обвиняют бывшего главу ФРС Алана Гринспена. Якобы он слишком долго держал процентные ставки на низком уровне и в Subprime кризис случился именно по этой причине. Взглянем на проблему с другого угла.
Быстрый рост экономики, несомненно, создает экономические и финансовые дисбалансы, в чем мы с вами уже убедились на примере Казахстана, США и других стран. А если посмотреть на Японию, после жилищного кризиса в 90-х эта страна избавилась как раз от таких дисбалансов, которые сегодня угрожают западным экономикам. Это причина того, что в стране восходящего солнца потребительские и корпоративные финансы находятся в лучшей форме. Из общей суммы мировых потерь в $500 млрд японским финансовым институтам принадлежит всего $17 млрд. А большинство банков Японии до сих пор выдают кредиты всем, кроме тех строителей, которые сильно зависят от финансирования, поступающего из-за границы. В стране рынок недвижимости стабилен, и цены на жилье не обваливаются.
Дело в том, что в период с 2000 г. по 2007 г. в период наращивания ипотечных долгов как в Казахстане, так и в США и других странах, японские домохозяйства сократили свой долг с 71% от ВВП до 63% в 2008 г. (график№1). В Германии, где также удалось избежать возникновения пузыря на рынке жилья, данный показатель тоже сократился. Долги японского корпоративного сектора упали со 130% от ВВП в 1991 г. до 78% в 2008 г. А текущее замедление японской экономики полностью связано с внешними проблемами: с замедлением мирового роста и, соответственно, со снижением экспорта. Как известно, экономика этой страны ориентирована на экспорт. На фоне снижения поставок в ЕС и США спрос со стороны других азиатских стран остается высоким. И так как экономика Японии гораздо меньше обременена долгами, она восстановится быстрее.
Значение имеет и то, что в период с 2000 по 2007 годы цены в США поднялись на 90%. А в Японии с 1985 по 1991 г. на 51% (график№2). Мы не будем акцентироваться на росте цен в Казахстане на многие сотни процентов, так как начальные условия формирования цен в этих странах кардинально отличались. Важно то, что спад цен в нашей стране достиг 50%. Конечно, это связано, с одной стороны, с тем, что рост цен на жилье не был оправдан фундаментальными факторами, а был обусловлен высоким притоком капитала, что носило спекулятивный характер. С другой стороны, степень задолженности от располагаемого дохода домохозяйств была неоправданно высока. Такая ситуация возникла потому, что до 2007 года считалось, что банки сами знают, что им нужно делать. Это устраивало не только финансистов, которые дорогим кредитным продуктам придают заманчивый облик, но и политиков, которые стремятся к быстрому росту. А сегодня, когда сокращаются расходы потребителей, несырьевой сектор экономики все больше испытывает трудности. Что касается Японии, там ставки Центробанка (BoJ) долгие годы остаются на уровне 0,5%. Это наводит на мысль, что стоимость капитала влияет на раздувание пузырей, но не является главным фактором. Решающее значение имеет приток не генерированного национальной экономикой спекулятивного капитала, наращивание объема которого во всем мире растет все большими темпами.
Для казахстанской экономики особенно важно привести в порядок банковскую систему, так как местные компании от них зависят больше, чем например, американские компании. А в банках Казахстана сегодня скрывается множество просроченных ссуд. Это в конечном итоге будет препятствовать общему росту экономики, так как ухудшается доступность кредитов и поднимается их стоимость. В этом и заключается снижение прибыльности казахстанских институтов. На этом фоне создание «Фонда стабилизации активов» (ФСА) для управления частью неблагополучных активов банковского сектора чрезвычайно актуально.
В сентябре в заключительном заявлении миссии МВФ было отмечено, что темп роста реального роста ВВП Казахстана в текущем году составит 4,5%, и 5,3% в 2009 г. Такое расхождение с правительственным прогнозом (6%) связано с тем, что на экономику давят обременительные долги, обвал цен на недвижимость и острая нехватка новых кредитов. Правда, постепенное снижение инфляционного давления, которое ожидается в текущем и 2009 году придаст определенный потенциал экономике. МВФ ожидает его постепенного снижения с 20,1% в августе до 11%.
Конечно, центральные банки должны препятствовать раздуванию финансовых пузырей и перегрева экономики в целом, снижая чрезмерный темп роста. Но, с другой стороны, они должны препятствовать тому, чтобы банковский кризис не вызвал охлаждения экономики. Им необходимо своевременно остановить цепную реакцию в финансовом секторе, которая парализует банковское кредитование. С этой стороны создание ФСА выглядит немного запоздалым. Для роста экономики Казахстана более благоприятным будет умеренный приток недорогого капитала. Это и будет препятствовать возникновению дисбалансов. Конечно, снижение НБК процентной ставки с 11% на 0,5% благоприятно, но надо иметь в виду, что ужесточение условий на кредитном рынке все равно производит на экономику эффект, сходный с эффектом повышения ставки Центробанком. Наверно, японский опыт требует более внимательного изучения для повышения стабильности казахстанской финансовой системы и экономики в целом.