Российские зерновики предлагают симбиоз

Опубликовано
Доля агропромышленного комплекса в ВВП страны достигает 6%. Между тем огромный потенциал казахстанского АПК, отмечают иностранные эксперты, остается невостребованным. В первом полугодии в отрасль вложено $85 млн инвестиций, но, несмотря на это, предприятиям не хватает оборотных средств. Одним из выходов из данной ситуации специалисты называют межгосударственные соглашения.

Доля агропромышленного комплекса в ВВП страны достигает 6%. Между тем огромный потенциал казахстанского АПК, отмечают иностранные эксперты, остается невостребованным. В первом полугодии в отрасль вложено $85 млн инвестиций, но, несмотря на это, предприятиям не хватает оборотных средств. Одним из выходов из данной ситуации специалисты называют межгосударственные соглашения.

За первое полугодие 2008 года инвестиции в АПК, по информации Министерства индустрии и торговли, составили $85 млн. Эта цифра вдвое превышает объем инвестиций в отрасль за весь 2007 год. Премьер-министр республики Карим Масимов обращает внимание бизнесменов на перспективность инвестиций в минеральные удобрения и развитие переработки сельхозпродукции. «При тех вливаниях, которые государство готово сделать для развития инфраструктуры (около $3 млрд. — «Къ»), инвестиции частного сектора имеют очень большое будущее», — отметил глава правительства.

Однако это не означает, что вся ответственность за отечественный АПК автоматически ложится на плечи одних иностранных инвесторов. Думать о расширении и развитии собственных производств необходимо и самим товаропроизводителям. Так, по словам министра сельского хозяйства Акылбека Куришбаева, урожайность пшеницы в Казахстане пока в 1,5-2 раза ниже, чем в аналогичных почвенно-климатических зонах Канады и Австралии. Мировой опыт свидетельствует, что для повышения урожайности нужны новые подходы. Если такой подход найти, с одной стороны, решится проблема насыщения пшеницей внутреннего рынка и власти смогут удерживать цену на хлеб. С другой стороны, прекратятся споры относительно того, рационально ли на фоне мирового продовольственного кризиса расходовать пшеницу на производство биоэтанола.

В Казахстане производством биотоплива занимаются на производственном комплексе «Биохим», расположенном в Северо-Казахстанской области. Президент «Биохим» Александр Сутягинский в ответ на критику поясняет, что биоэтанол его предприятие производит из отходов зернопереработки, а не из товарного зерна. Кроме того, североказахстанское предприятие выпускает муку, клейковину, крахмал и корма для животных. Все эти товары имеют большой спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В настоящее время, рассказал «Къ» руководитель предприятия, завод остро нуждается в дополнительных оборотных средствах в объеме до $40 млн. «Эти деньги необходимы для более глубокой переработки продукции, большей синергии», — подчеркнул он.

По словам вице-президента АО «Продкорпорация» Нурлана Оспанова, в среднесрочной перспективе сбор казахстанского зерна необходимо довести до 25 млн тонн в год. И тогда на экспорт будет уходить не 5-6 млн тонн. как в настоящее время, а все 15-17 млн. Помимо России, Украины и Средней Азии, «Продкорпорация» рассматривает возможность экспортировать товар в Китай, Иран, Азербайджан, Грузию, Турцию, Ирак и Афганистан. Для этих целей выкуплен и модернизирован зерновой терминал в Актау, строится в Иране и завершен в Баку. В следующем году планируется начать переговоры о строительстве такого перевалочного пункта на Черном море.

Российские зерновики, со своей стороны, предложили казахстанской стороне интересный трехсторонний проект с участием Украины. «Нашим странам чрезвычайно выгодно было бы организовать зерновой пул, чтобы не уничтожать друг друга ценами на мировом рынке, а работать как сообщающиеся сосуды», — говорит президент российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его мнению, Украина могла бы экспортировать свое зерно на внешний и внутренний рынки, Россия при необходимости могла бы поставлять зерно на Украину, а российский дефицит восполнялся бы за счет казахстанского зерна.

Иностранные эксперты, в свою очередь, считают, что в Казахстане, России и Украине существует потенциал расширения сельхозугодий с минимальными затратами и минимальным вредом для окружающей среды. Такую точку зрения высказал директор инвестиционного центра Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Чарльз Рименшнайдер. Он убежден, что вместе этим странам стоит направить инвестиции не только в производство продукции, но и в сельхозуслуги, агромаркетинг, человеческий капитал и улучшение ситуации на земельном рынке.

Что касается цен на продовольствие, то, по наблюдению главного эксперта департамента агробизнеса Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Мемета Илкина, цена на пшеницу в конце октября снизилась на 52% к наивысшей в этом году цене, зафиксированной в марте. Стоимость кукурузы упала на 43% (ценовой пик был в июне), соевых — на 45% (с июля т.г.). Вместе с тем, среднегодовой показатель стоимости этих товаров остался примерно на уровне прошлых лет, констатирует эксперт. Ведущий аналитик нидерландского «Рабобанка» Пол Бракс, в свою очередь, считает, что цена на пшеницу в мире достигла минимума и установится на уровне $250 за тонну.

Читайте также