Дорога Масимова

Опубликовано
Воспользоваться замедлением темпов железнодорожных перевозок для дополнительного вложения средств в эту отрасль предлагает премьер-министр Карим Масимов. Быстрее всех на этот призыв отреагировали россияне: они предлагают свои услуги в строительстве железной дороги из Казахстана в Иран через Туркменистан.

Дорога МасимоваВоспользоваться замедлением темпов железнодорожных перевозок для дополнительного вложения средств в эту отрасль предлагает премьер-министр Карим Масимов. Быстрее всех на этот призыв отреагировали россияне: они предлагают свои услуги в строительстве железной дороги из Казахстана в Иран через Туркменистан.

В наступившем кризисе кабмин увидел положительные моменты, которые при своевременном вмешательстве помогут стимулировать экономический рост. «С одной стороны, это проблема. С другой — возможность железнодорожным службам всех стран осуществить дальнейшее развитие инфраструктуры», — считает премьер-министр Карим Масимов. В будущем, когда кризис закончится, по расчетам премьера, нынешние вложения в железнодорожную отрасль дадут стране дополнительные стимулы экономического роста.

На сегодняшний день, как известно, на железнодорожные перевозки приходится около 70% грузооборота и еще 60% — на пассажирские перевозки. Однако, как отмечает вице-президент по развитию АО НК «Казахстан Темир Жолы» Ермек Кизатов, объемы грузоперевозок компании в текущем месяце снизились на 1,5 — 2%. Это объясняется сокращением объемов экспорта черных металлов. «Но данное снижение компенсируется хорошими показателями, которые были наработаны за первые 10 месяцев», — поясняет он «Къ».

Кроме того, по его словам, кризис влияет на железнодорожные администрации по-разному. Наиболее остро он отразился на грузоперевозчиках Украины, чья деятельность практически на 40% зависит от экспорта черной и стальной металлургии. У нас же черные металлы составляют около 19% от общего объема грузоперевозок. «Следовательно, резкого падения прибыли не ожидается», — констатирует Ермек Кизатов.

Улучшить текущую ситуацию и обеспечить дальнейший рост призваны два соглашения, подписанные между казахстанскими и российскими железнодорожными монополистами. Первое предусматривает создание совместных проектов, обновление парков и развитие машиностроения, а второе — совместное использование российского подвижного состава на территории Казахстана. Необходимо отметить, что ежедневно около 20% отечественного парка эксплуатируется за пределами страны, около 30% этого количества — на железных дорогах России.

Примечательно, что первое соглашение россияне принялись исполнять незамедлительно. «Мы готовы рассмотреть вопрос о своем участии в реализации проекта «Север-Юг» по восточному побережью Каспийского моря из Казахстана в Иран через Туркменистан в качестве проектной или подрядной организации», — говорит первый вице-президент АО «Российские железные дороги» (РЖД) Вадим Морозов. Речь идет о железнодорожной линии которая заменит существующий более протяженный маршрут в Иран. По его словам, российское участие в строительстве данного маршрута позволит не только обеспечить более короткие сроки доставки грузов и безопасность, но и гарантировать коммерческую окупаемость проекта в разумный период.

Российские железнодорожники также заявляют, что готовы совместно рассматривать все сухопутные варианты прохождения международного транспортного коридора «Север — Юг» в районе Каспия. Руководство АО РЖД обещает также обеспечить более выгодные условия использования российских портов на Балтийском и Черном морях для торговых грузов Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

В то же время генеральный директор российского АО «Первая грузовая компания» Салман Бабаев не разделяет оптимистичные настроения казахстанских коллег. «Если говорить о кризисе, то чудес не бывает. Доли объемов грузоперевозок будут падать во всех странах, кроме Литвы, Азербайджана и Белоруссии», — заявляет он. Беспокойство Салмана Бабаева вызывает также тарифная политика стран СНГ. «Она разработана таким образом, что разница между тарифами на перевозку в парке перевозчика или в собственном парке в стоимости транзита практически не выделена», — сетует железнодорожник. В связи с этим он предлагает сторонам более детально рассмотреть данный вопрос.

Между тем, по мнению представителя делового Совета ШОС Раимбека Баталова, падение объемов перевозок требует серьезного реформирования всех структур железной дороги, оптимизации тарифов и платежей, а также инвестиций в инфраструктуру. «КТЖ, как и любое предприятие в период кризиса, должно сделать все, чтобы не только выжить в условиях кризиса, но и заложить фундамент на будущее», — делится он мнением с «Къ». По его словам, конкурентоспособность казахстанских предприятий, а вместе с ними и экономики страны, практически невозможна без развития транспортной инфраструктуры.

Курсив-справка
За 9 месяцев текущего года объемы транспортировки грузов между Россией и Казахстаном выросли на 17% — до 77,2 млн тонн, экспортных — 18,3%, импортных — 53,5%, транзитных в Казахстан — 4,1%, транзитных из Казахстана — 17,5%. Объем перевозок в крупнотоннажных контейнерах вырос на 6% — до 137,4 тыс. TEU.

Читайте также