«Следующий кризис наступит неожиданно»
Президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Томас Мироу в эксклюзивном интервью «Къ» рассказал о перспективах сотрудничества банка с Казахстаном, а также поделился своим видением текущей ситуации на мировых рынках и путях выхода из кризиса. По мнению главы ЕБРР, найти консенсус и предсказать экономические потрясения, подобные нынешнему, в условиях глобализации невозможно.
— Вы приняли участие в двадцатом заседании Совета иностранных инвесторов. Чем для вас является данный совет?
— Банк принял активное участие в создании данного совета. Для нас это реальная возможность для налаживания и развития личных контактов с властью и иностранными инвесторами. Эта инициатива очень важна, так как она позволяет обмениваться мнениями, что особенно актуально в нынешней непростой ситуации. Мы узнаем, каковы ожидания государства от участия иностранных инвесторов в экономике республики и, в свою очередь, мы тоже делимся своими ожиданиями от сотрудничества с Казахстаном. Благодаря подобному взаимодействию нам удается скоординировать действия и акцентировать их на более важных вопросах.
— Господин Мироу, целью вашего визита в Казахстан было только участие в заседании Совета иностранных инвесторов?
— Скорее, это стало формальным поводом. Более значимая причина заключается в том, что я хотел лично познакомиться с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и вашим правительством. Казахстан является для ЕБРР одним из стратегических партнеров. Кроме того, благодаря данному визиту я надеюсь получить достаточно ясное впечатление о состоянии рынка Казахстана в нынешней ситуации.
— ЕБРР совместно с фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» подписал соглашение о создании фонда прямых инвестиций Kazakhstan Growth Fund. Поэтому вашу инициативу лично ознакомиться с ситуацией в Казахстане можно считать вполне логичной?
— Действительно, создание инвестиционного фонда — одна из текущих инициатив, которая призвана разрешить создавшуюся кризисную ситуацию. Капитализация фонда составит $125 млн, и его деятельность будет направлена на финансирование частных компаний в несырьевом секторе экономики через участие в акционерном капитале. Приоритетами отраслей будут пищевая промышленность, производство оборудования для добывающей отрасли и сферы услуг, металлургия, деревообработка и текстильное производство. Мы уверены, что у Казахстана имеются хорошие перспективы, поэтому готовы вкладывать деньги.
— Финансируя проекты через Kazakhstan Growth Fund, ЕБРР будет вести контроль над целевым использованием средств?
— Несомненно, это отвечает обязательным требованиям работы банка. ЕБРР всегда контролирует целевое расходование своих средств тем, что регулярно проводит аудит финансируемых проектов. Можно быть абсолютно уверенными, что все проекты, в которые инвестирует банк, будут безупречными как с морально-этической, так и с финансовой стороны.
— Тесно сотрудничая с Казахстаном, вы наверняка знакомы с антикризисной программой, которую разработало правительство республики. Могли бы вы дать ей свою оценку?
— Мы считаем, что правительство Казахстана верно определило те сферы экономики, на которых необходимо акцентировать внимание, также правильно выбраны инструменты воздействия.
Что касается эффективности данных мер, то, как вы видите, сейчас все государства предпринимают шаги для стабилизации ситуации, но спрогнозировать их результаты очень сложно. Это также касается и развитых стран. Поэтому об успешности казахстанской антикризисной программы можно будет судить только после того, как она реализуется.
— Вопрос, который волнует сейчас практически каждого и на который, наверное, нет точного ответа: когда закончится глобальный кризис и какие уроки извлечет из этого мировая экономика?
— Действительно, сейчас никто не может точно сказать, когда закончится кризис и наступит период восстановления. Но все осознают, что нынешняя рецессия оказалась глубже, чем предполагалось ранее, и, видимо, продлится дольше, чем прогнозировалось. Вместе с тем из этого кризиса можно извлечь два основных урока, которые, я надеюсь, станут в будущем аксиомами. Во-первых, необходим более тщательный надзор за финансовыми институтами со стороны государства, т.е. нужно следить, как и какими способами зарабатываются деньги, и не приведет ли желание корпораций иметь огромные прибыли к раздутию мыльных пузырей, как собственно, это и произошло.
Во-вторых, рост экономики не должен основываться на слишком большом количестве кредитов. Необходимо пересмотреть принципы заимствований.
— Все-таки можно оценить, насколько глубокой будет та рецессия, которая наступила в результате кризиса?
— Мы видим, что сейчас кризис затронул практически все регионы мира и все основные сферы. Сегодня под негативное влияние попадает реальный сектор экономики. Боюсь, что в перспективе снижение темпов экономики вновь отразится на финансовой сфере. То есть речь может идти о нескольких циклах кризиса, когда отрасли оказывают влияние друг на друга.
В нынешней ситуации практически все страны с развитой и развивающейся экономикой показывают спад. Глубину кризиса предсказать очень сложно, но, по моему мнению, он выйдет за рамки следующего года.
— Можно ли было предсказать нынешний кризис и возможно ли предвидеть подобное в будущем?
— Всегда имеются отдельные люди, которые предупреждают о возможном неблагоприятном ходе событий. Но что касается обобщенного консенсуса экономистов, то они не смогли предсказать надвигающийся кризис.
Трудность заключается в том, что в глобализованном мире невозможно предвидеть подобные явления — все очень сильно взаимосвязано. Нынешний кризис стал первым комплексным потрясением в период глобализации. И, несмотря на частные предупреждения отдельных экспертов, его не удалось избежать. По всей видимости, и следующий кризис обрушится на мировую экономику также неожиданно.
— Многие финансовые институты сокращают финансирование своих проектов. ЕБРР в нынешних условиях придерживается такой же политики?
— Мы считаем, что наша роль в данной ситуации состоит в уравновешивании циклических колебаний финансового сектора. Ведь именно сейчас банк должен поддерживать тех, кто испытывает трудности, для того чтобы стабилизировать ситуацию. В связи с этим в 2009 году ЕБРР намерен увеличить финансирование на 20%. Для того чтобы реализовывать принимаемые программы, нам понадобятся новые сотрудники, поэтому говорить о сокращении внутренних издержек также не приходится. То есть ЕБРР движется в противоположном направлении.
— Какие меры должны предприниматься в глобальном масштабе для выхода из кризиса с наименьшими потерями, и что в связи с этим намерен делать ЕБРР?
— Важно, чтобы в условиях кризиса та поддержка, которую оказывают развитые и развивающиеся государства своим финансовым институтам через снижение налоговой нагрузки и финансирование, в конечном итоге отражались на реальном секторе. То есть чтобы средства, выделяемые правительствами разных стран, доходили до конечного потребителя — до бизнеса.
Каждая страна на индивидуальной основе вырабатывает свою антикризисную программу. Но, с другой стороны, чем больше данные действия окажутся скоординированными, тем эффективнее будут результаты, так как кризис глобальный и выходить из него нужно общими усилиями.
Со своей стороны ЕБРР вносит вклад в разрешение кризисной ситуации за счет оказания поддержки банкам и финансовым учреждениям, а также предприятиям реального сектора. Примером тому как раз является создание фонда прямых инвестиций в Казахстане.
— Кризис начался в США и сейчас многие эксперты утверждают, что выход из него во многом зависит от действий Соединенных Штатов.
— Несмотря на последние события, американская экономика по-прежнему является крупнейшей в мире и ее влияние на глобальную экономику очень велико. Поэтому от того, насколько новая администрация США сможет справиться с последствиями финансового кризиса, во многом будет зависеть и состояние во всем мире.
— Насколько развивающиеся государства, такие как Казахстан, способны самостоятельно влиять на решение своих внутренних проблем?
— Для такой страны, как Казахстан, остаются важными как внешние факторы, так и собственные антикризисные меры. В частности, Казахстан не может самостоятельно повлиять на цену на нефть, другие сырьевые ресурсы, которые остаются важной составляющей экономики республики. Вопрос в другом: как глубоко кризис проникнет в экономику Казахстана и какие потери она при этом понесет? А вот это уже зависит от того, насколько диверсифицирована будет экономика, достаточно ли скоординированными окажутся действия внутри страны. В связи с этим можно сказать, что на преодоление кризиса будут влиять оба фактора: как состояние в глобальной экономике, так и внутренние меры.
Биографическая справка
ТОМАС МИРОУ
Томас Мироу родился в Париже 6 января 1953 года. Женат, имеет двух дочерей.
С 1970 по 1975 годы обучался на кафедрах политологии, социологии и романистики Боннского университета, защитил докторскую диссертацию по теме «Политика Франции в Европе в период Пятой республики».
1993-1997 годы: государственный министр — руководитель госканцелярии города Гамбурга (в ФРГ г. Гамбург имеет статус федеральной земли).
Февраль 2002 — март 2005 года: старший консультант Ernst & Young AG, консультант MM Warburg Bank, директор-распорядитель Alstertor Schienenlogistik Beteilig. GmbH.
2005 год: личный представитель федерального канцлера ФРГ по вопросам Лиссабон-
ской стратегии и руководитель управления федеральной канцелярии ФРГ по экономической политике.
С ноября 2005 года — государственный секретарь Министерства финансов ФРГ.
3 июля 2008 года вступил в должность президента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Владеет английским и французским языками.
Курсив-справка
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международный финансовый институт, создан в 1991 году. Акционерами банка являются 61 страна и две межправительственные организации. ЕБРР поддерживает развитие рыночной экономики и демократии в 30 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в несырьевые отрасли Республики Казахстан. Приоритеты деятельности банка включают в себя содействие отечественным и иностранным инвестициям, поддержку финансового сектора и МСБ и развития объектов государственной инфраструктуры с помощью кредитования под государственные гарантии и без таковых. ЕБРР также активно работает в таких отраслях, как природные ресурсы, связь и агропромышленный комплекс. В частности, ЕБРР добился хороших результатов в рамках Программы содействия торговле и Программы по развитию малого и среднего бизнеса в стране.
В постоянных представительствах банка Алматы и Астаны работают сотрудники, занимающиеся проектами в различных отраслях экономики. С 1993 года банк подписал в Казахстане более 100 проектов с совокупным объемом деловых операций, включая финансирование со стороны партнеров, на сумму около 6 миллиардов долларов США (на декабрь 2008 года).