Отсрочку внешних долгов казахстанских банков намерены предложить власти иностранным кредиторам. Причем пока неизвестно, что Казахстан готов предложить взамен, этот вопрос только обсуждается. Однако некоторые эксперты уже расценивают подобное заявление как косвенное признание приближающегося дефолта.
На сегодняшний день общая задолженность казахстанских банков перед иностранными инвесторами составляет более $40 млрд, причем около $21 млрд из них приходится на долг по еврооблигациям. Вместе с тем большую часть задолженности необходимо погасить уже в ближайшие 2-3 года. Напомним, в следующем году банкам придется выплатить порядка $10,6 млрд внешних заимствований. По словам председателя ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, государство намерено обсудить с кредиторами возможность пролонгации графика погашения займов и получения дисконтов. При этом вопросы, касающиеся дисконта, срока пролонгации и формы взаимоотношений, скорее всего, будут конфиденциальными. Кроме того, Кайрат Келимбетов подчеркнул, что механизмы гарантий, которые страна могла бы предложить взамен отсрочки, еще обсуждаются. Подробности переговоров обещают обнародовать в январе следующего года.
В целом большинство иностранных инвесторов, скорее всего, с пониманием отнесутся к казахстанской инициативе, уверен, в свою очередь, председатель Нацбанка Анвар Сайденов. Одновременно глава Нацбанка не отрицает и возможности обратной реакции: «Может быть, кто-то из инвесторов отреагирует негативно или отрицательно, но это лишь те, кто не слишком хорошо знает внутреннюю ситуацию. А большинство инвесторов, причем подавляющее, знают эту ситуацию неплохо».
По его мнению, больше всего шансов договориться о рефинансировании или отсрочке платежей имеются по двухсторонним сделкам, где один кредитор и один заемщик. «По синдикатам, наверное, тоже возможно, но поскольку в них участвует целая группа кредиторов, с каждым договариваться будет непросто», — предупреждает Анвар Сайденов. Предполагается, что сложнее всего будет договориться с иностранными инвесторами по поводу евробондов.
Помимо всего прочего Анвар Сайденов опровергает слухи о возможном дефолте, обусловленными заявлением Кайрата Келимбетова. «Речь о дефолте не идет. И речь не идет о том, что кто-то отказывается платить по долгам, и что хотите, то и делайте. Эта позиция не конструктивная», — заявил он.
Абсолютно другого мнения придерживается экономист Алихан Байменов. Лидер партии «Ак жол» считает, что прежде, чем вести переговоры о реструктуризации, нужно заставить акционеров банков хранить свой капитал именно в нашей стране, пусть даже в своем банке. Кроме того, не последнюю роль играет прозрачность распределения средств и повышение ответственности топ-менеджеров финансовых институтов. «Очевидно, что если вести речь о реструктуризации долгов банковского сектора, то ценой вопроса станет степень доверия иностранных кредиторов к антикризисным мерам правительства», — говорит он «Къ». Эксперт не отрицает возможность приближения дефолта. По его мнению, планируемые переговоры будут тяжелыми, учитывая негативный характер прогноза стабильности казахстанских банков в международных рейтингах. «Инвесторы должны иметь полную информацию о деятельности банков. А если сами акционеры не доверяют своим банкам, то кредиторы тем более», — считает экономист. Кроме того, Алихан Байменов предлагает превращать средства накопительной системы в акции потенциально ликвидных горнорудных компаний, «чтобы они стали народными, потому что идея с облигациями весьма туманна».
В свою очередь директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Джандосов считает, что реструктуризация долгов — это, по сути, признание определенного дефолта, сегодняшнего или предстоящего. «Она необходима, чтобы не допустить дефолта. Поэтому для кредитора лучше согласиться на реструктуризацию, то есть на уменьшение чистой стоимости выданного кредита, чем вообще потерять его», — поясняет он.
В то же время сотрудник института стратегических исследований Анара Рахимжанова не согласна с мнением коллег о приближающемся дефолте. «На самом деле капиталы банков вполне позволяют выплатить долги», — утверждает она «Къ». По ее словам, дело в том, что сейчас у кредиторов нет реальной необходимости в данных средствах. «Сейчас им лишние деньги особо не нужны, так как их придется вложить куда-нибудь, а многие проекты, как известно, заморожены», — поясняет она. В связи с этим предполагается, что предложение казахстанской стороны позволит использовать эти средства после кризиса, что вполне выгодно для самих кредиторов. Кроме того, считается, что данная отсрочка даст возможность нашим банкам перегруппировать свои активы и более рационально использовать выделенные государством средства, что делает реструктуризацию выгодной обоюдно.