Бизнес становится более агрессивным и непредсказуемым

Опубликовано (обновлено )
В условиях наступающего на Казахстан экономического кризиса «Къ» решил выяснить, как изменилась экономическая, маркетинговая и кадровая политика казахстанских компаний в данных условиях. Важно также было получить ответы на вопросы о будущем казахстанской экономики в 2009 году и в ближайшей перспективе.

В условиях наступающего на Казахстан экономического кризиса «Къ» решил выяснить, как изменилась экономическая, маркетинговая и кадровая политика казахстанских компаний в данных условиях. Важно также было получить ответы на вопросы о будущем казахстанской экономики в 2009 году и в ближайшей перспективе.

Всего в опросе приняла участие 131 казахстанская компания. Важными критериями выбора компаний для мини-исследования были: существование на казахстанском рынке более 5 лет, количество персонала более 50 человек и годовой оборот более $1 млн в год.

По сферам деятельности участники опроса были разделены на следующие категории: туризм и гостиничный бизнес, сырьевые компании, автодилеры и ритэйлеры, ИТ-компании, инвестиционные и страховые, строительные, занимающиеся рекламой, пиаром и консалтингом, банки и финансы, торговые компании и прочие.

Кроме того, на вопросы отвечали частные лица, заходящие на сайт РДЕ «Курсивъ». Всего 140 человек.

Для структуризации ответов на поставленные вопросы респондентам «Къ» была предложена следующая анкета (см. таблицу 1).
Таблица 1

Для более наглядного представления результатов было целесообразно несколько сократить таблицу. Результаты опроса в процентах к числу ответивших выглядят следующим образом (см. таблицу 2).

Таблица 2

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что не все казахстанские компании реально ощутили на себе влияние кризиса (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Влияние на деятельность компании
последствий финансового кризиса, %

Некоторых респондентов эта беда обошла, хочется верить, что совсем, а не только на текущий момент. Впрочем, даже компании, которые отмечали, что нынешний кризис их не затронул, не слишком оптимистичны в прогнозах (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Вероятность проблем, связанных
с риском потери ликвидности для казахстанской
финансовой системы, %

Для более полной оценки влияния кризиса в анкету был введен вопрос, связанный с динамикой численности персонала и изменениями в размерах заработных плат. Опрос показывает, что общая численность большинства компаний не изменилась и, согласно планам, в ближайшем будущем не изменится.

Правда, не факт, что основная волна кризиса, а значит, и связанных с ним сокращений, уже прошла, однако как бы ни были пессимистично настроены респонденты, вряд ли в ближайшие полгода возможно резко изменить отношение к такому ответственному шагу как сокращение кадров. Тем более, что 2% компаний заявили, что увеличили численность сотрудников. Несмотря на кризис. Не факт, конечно, и то, что все компании говорят об истинном положении дел. И все же, даже если верна половина данных ответов, этот результат можно считать более чем высоким показателем. Все-таки казахстанский (или советский) менталитет не могут разрушить пока никакие кризисы или иные потрясения нестабильного мира.

К сожалению, в процессе опроса не удалось обобщить информацию об изменении уровня заработных плат. Однако вопрос оплаты труда — кому, как и сколько платить сегодня, как удержать хороших специалистов, в то же время не переплачивая им — этот вопрос на нынешний момент является одним из самых актуальных для руководителей компаний.

Крайне интересной и показательной, с точки зрения замысла анкетирования, является позиция компаний при ответе на вопрос о методах борьбы с кризисом. Подавляющее большинство, точнее абсолютно все компании, ответили, что в условиях кризиса их методы ведения бизнеса будут становиться более агрессивными. И только 2% респондентов включили в понятие «агрессивное ведение бизнеса» своих сотрудников. Эти компании признались, что дополнительной антикризисной мерой они выбрали увольнение сотрудников.

Отвечая на вопросы анкеты, посвященные ближайшим прогнозам, представители двух третей опрашиваемых компаний (67%) сообщили, что они ожидают прихода «второй волны» кризиса. По мнению большинства респондентов, ее можно ожидать в марте-апреле 2009 года; по мнению других, углубление кризиса произойдет летом.

Несмотря на уверенность в приходе новой кризисной волны, компании проявляют умеренный оптимизм: дела либо пойдут лучше, либо ничего коренным образом не изменится. Только 6,5% опрошенных это мнение не поддерживают и ничего хорошего от будущего не ждут. Ну что же, будущее покажет, кто был прав.

Говоря об отраслевых отличиях в позициях респондентов, можно только отметить практически полное их отсутствие. Все компании, в каком секторе бизнеса они бы ни работали, примерно одинаково реагируют на угрозы и риски экономической ситуации. Некоторые отличия в позициях диктуются скорее не отраслевой спецификой, а конкретным положением компании на рынке. Можно сказать, что на нынешнее состояние компании в основном влияет бэкграунд, но не сфера приложения бизнеса. Это, кстати, свидетельствует еще и о том, что кризис затронул практически все отрасли казахстанской экономики и все примерно в равной степени.

В качестве иллюстрации неиссякаемого оптимизма казахстанцев можно привести ответы респондентов, уверенных в том, что кризис — явление объективное, вызванное законами функционирования мировой системы, и, следовательно, преходящее. За таким убеждением, может быть, стоит вера в «полосатость» жизни. Черная полоса, что важно, неизбежно сменяется белой, и надо только поднапрячься, потерпеть, и все будет в порядке. Так, отвечая на вопрос, как повлияет мировой кризис на казахстанскую экономику, 8% респондентов интернет-опроса «Къ» уверены, что положительно, а 13% опрошенных считают, что кризис никак не затронет Казахстан, поскольку он еще не вполне интегрирован в мировую финансовую систему (см. диаграмму 3). Конечно, дай то бог, чтоб так и было.

Диаграмма 3. Влияние мирового финансового кризиса
на казахстанскую экономику, %

Читайте также