Докатился до реального сектора
При этом, отмечают эксперты, к настоящему времени, когда кризис все более ощутимо переходит на реальный сектор, трудно ожидать оживления потребностей еще как минимум год.
Горно-металлургические и машиностроительные предприятия не могут найти рынки сбыта своей продукции и вынуждены сокращать производство.
При этом, отмечают эксперты, к настоящему времени, когда кризис все более ощутимо переходит на реальный сектор, трудно ожидать оживления потребностей еще как минимум год.
ShalkiyaZinc NV до лета 2009 года приостановила производство на заводе, расположенном в городе Кентау. Как говорится в сообщении компании, данное решение было вызвано текущей рыночной ситуацией и низкими ценами на цинк, а также стремлением компании сохранить свои финансовые позиции.
По информации АО «Верный капитал» цена на цинк по торгам на LMES 23 декабря составляла $1158 за тонну по сравнению с максимумом марта этого года в $2830. Свинец составил $866 против $3420 за тонну соответственно.
ShalkiyaZinc намерена летом следующего года пересмотреть планы по развитию завода.
В то же время, согласно сообщению, приостановка работы завода в Кентау не повлияет на планы компании по строительству нового завода на месторождении Шалкия, производственной мощностью 4 млн тонн руды в год.
По информации «Интерфакс-Казахстан», на прошлой неделе, кроме ShalkiyaZinc, еще два крупных предприятия региона (АО «Кентауский трансформаторный завод» и АО «Кентауский экскаваторный завод») перешли на режим неполного рабочего дня. Вследствие снижения заказов на выпускаемую продукцию и, следовательно, объемов ее реализации, 1172 человека на этих предприятиях отправлены в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы.
На свинцовом заводе АО «ПК «Южполиметалл», находящемся также в ЮКО, рабочие провели собрание и потребовали выплатить им зарплату за последние три месяца.
При этом руководство «Южполиметалла» пообещало рассчитаться с долгами после того, как имеющаяся продукция завода будет реализована. При этом точные сроки не указываются. В данный момент завод остановлен, а сотрудники отправлены в отпуск без содержания.
Причиной же недовольства рабочих Иртышского химико-металлургического завода (холдинг BI Group и АО «Инвестиционный фонд Казахстана») также стали увольнения и девятимесячная просрочка по выплате зарплаты. Сумма долга ИМХЗ по зарплате доходит до 36 млн. тенге.
Как пояснил «Къ» исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Николай Радостовец, данная ситуация связана с мировым финансовым кризисом, который отрицательно влияет на развитие металлургической и машиностроительной отрасли. Эти предприятия потеряли много заказов по выпускаемой продукции, которые поставлялись в Россию, Украину, Белоруссию и другие сопредельные государства. По его словам, компании сейчас надеются, что правительство, меняя законодательство о государственных закупках, обеспечит понятный и доступный механизм участия их в конкурсах на получение заказов в крупных национальных компаниях. Сейчас они готовят предложения о том, что могут производить.
Продукция в целом может быть востребована на внутреннем рынке в части развития инфраструктурных отраслей (дороги, железнодорожные пути, электроэнергетика), считает главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Гульнур Рахматуллина, и, прежде всего, это продукция АО «ПК «Южполиметалл» и ShalkiyaZinc. Если сейчас мировые рынки ограничены по спросу, то нужно создавать этот спрос на внутреннем рынке, — считает она. При этом было отмечено, что стимулирование внутреннего спроса очень актуально в настоящее время и вполне может помочь. Это, конечно, инерционный процесс, период которого можно определить в 1,5 — 2 года.
По мнению аналитика ИНЭС-ЦА и журнала Vox Populi Бахтияра Бакас уулу, все компании затронуты снижением спроса на их продукцию: как на свои изделия внутри страны, так и на необработанное сырье на мировом рынке. При этом к настоящему времени трудно ожидать оживления потребностей всех указанных компаний, что как обычно связывают с кризисом в мире и стране. Поэтому оживить спрос до середины 2009 года какими-то административными рычагами со стороны государства (к примеру, принудительными требованиями покупки продукции или сырья) определенно не удастся. С другой стороны, с его точки зрения, стремление влить в экономику до 20% от ВВП государственных средств должно оживить экономику с весны будущего года. То есть это так называемый отложенный эффект, когда меры государства начинают действовать в экономике только по прошествии определенного времени.