Инвестиции

Бывает много водки

По данным Госкомстата РК, в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) производство этилового спирта снизилось на 12,2%, водки - на 6%, коньяка - на 27,3%, пива - на 12,3%, вина - на 34,8%. Вице-президент «КазАлко» объясняет такие показатели не столько кризисом, сколько нарастающим импортом алкогольной продукции, чему способствует действующее законодательство. С другой стороны, готовящийся проект нового закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции может привести к перепроизводству алкоголя в Казахстане и обанкротить производителей.

По данным Госкомстата РК, в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) производство этилового спирта снизилось на 12,2%, водки — на 6%, коньяка — на 27,3%, пива — на 12,3%, вина — на 34,8%. Вице-президент «КазАлко» объясняет такие показатели не столько кризисом, сколько нарастающим импортом алкогольной продукции, чему способствует действующее законодательство. С другой стороны, готовящийся проект нового закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции может привести к перепроизводству алкоголя в Казахстане и обанкротить производителей.

Вице-президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции РК «КазАлко» Амиржан Калиев говорит, что, помимо кризиса, главной причиной снижения производства остается нарастающий импорт алкогольной продукции.

Если в былые годы удельный вес импорта крепкого алкоголя находился в пределах 6-8%, то за 2007 год достиг почти 16% общереспубликанского объема производства. В 2008 году этот показатель только вырос. Доля же импортного вина, пива и коньяка повысилась еще больше.

«В начале прошлого года мы поднимали тревожный вопрос о 16%-ной доли импорта, и уже к концу года чиновники из Астаны выдвинули новую успокоительную идею, что импорт до 40% не грозит экономике страны. Откуда взяты эти расчеты, непонятно», — возмущается Амиржан Калиев. В России, к примеру, доля импорта ограничена до 10% от общего годового объема реализуемой на территории страны алкогольной продукции. «Если мы сегодня не примем жесткие ограничения по импорту, то через год более половины наших предприятий прекратит свое существование», — говорит Амиржан Калиев.
Он поясняет, что снижение производства — последствия того, что в Казахстане созданы самые комфортные условия для импорта алкогольной продукции: очень низкая плата за лицензию (всего 10 МРП), несоблюдение требований к маркировке продукции, полный запрет в казахстанских средствах информации рекламы и т.д. В настоящее время деятельность импортеров никем не регулируется, нет контроля над количеством и качеством. «Уполномоченный орган в лице Налогового комитета Минфина РК свои полномочия ограничил лишь в виде выдачи лицензий, то есть фактически роль лицензиара поменял на роль статиста», — сетует он.

В результате число импортеров в Казахстане значительно превышает число производителей, а импортный алкоголь по стоимости занимает 30-35% объемов денежных средств, находящихся в обороте алкогольной продукции. Рекламная активность российских производителей сформировала у потребителей стойкое восприятие российско-украинских водок как товаров премиум-класса, что подкрепляется их розничными ценами свыше 700 тенге за 0,5 литра. Однако парадокс «элитарности» импортируемой водки состоит в том, что «львиную долю» в ее цене занимают не затраты на производство, а транспортные и другие расходы, а в странах-производителях эта же водка находится в низко- и средне-ценовых сегментах.

«Сенаторы парламента РК во время рассмотрения нового Налогового кодекса выступили против нашего предложения увеличить импортерам лицензионный сбор, опасаясь возможного дефицита алкогольной продукции, что практически невозможно, так как мощности наших предприятий по производству водки и ликероводочной продукции используется только на 15-20%», — говорит Амиржан Калиев. К тому же структура потребления населением водочной продукции показывает, что 74 % населения с доходом до 70 тысяч тенге в месяц может позволить себе купить водочную продукцию стоимостью 250-300 тенге за единицу, а импортная алкогольная продукция ценой от 700 тенге и выше доступна только 10-16% населения.

Кроме того, по данным Амиржана Калиева, в среднем каждый импортер завозит в год по 3-5 наименований каждого вида алкогольной продукции, самые крупные импортеры — до 15-20 наименований, а не до 100, как утверждали сенаторы. «Повысив лицензионные сборы, мы избавились бы, прежде всего, от мелких импортеров, завозящих в основном низкокачественную алкогольную продукцию», — предлагает вице-президент «КазАлко» и считает целесообразным ввести временный (на 4-5 лет) запрет на импорт водочной и ликероводочной продукции.

Кроме того, у всех на слуху разработанный Минфином РК проект закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». «Этот проект закона в настоящее время сильно лихорадит отрасль. Отдельные нормы предлагаемого законопроекта могут стать не только тормозом в развитии отрасли, но и дополнительным репрессивным инструментом в руках контролирующих структур», — говорит вице-президент «КазАлко». По его данным, данный законопроект лоббируется 3-4 крупными производителями алкогольной продукции, и в случае принятия полностью выведет МСБ из этой отрасли.

К примеру, по мнению Минфина РК, производители водки и ЛВИ должны использовать мощности своих предприятий не менее чем на 70%, т.е. производить 28,7 млн декалитров водки и ЛВИ, что почти в два раза превышает емкость рынка. «Отечественные предприятия могут произвести такой объем продукции, но кому и где их реализовать? Ведь спроса такого нет. Кроме того, это представляет собой незаконное ограничение свободы использования собственного имущества», — подчеркивает Амиржан Калиев.

Далее он поясняет, что в условиях, когда большой по объему российский рынок, благодаря успешной господдержке, практически закрыт для казахстанских производителей, а рынки стран Средней Азии специфичны и очень малы по размерам, единственным и реальным рынком сбыта остается внутренний рынок республики. «Получается, что каждый гражданин Казахстана должен употреблять по 20 литров водки в год. При этом не берутся в счет производимые в стране пиво, вина, коньяк, а также импортируемая продукция. По заключению ВОЗ, данная норма, несомненно, приведет к деградации генофонда нации», — разъясняет он.

Из-за неувязки объема производства с реализацией основная масса производителей, понеся огромные убытки в результате гонки за выполнением вышеуказанного требования, забивая все склады и цеха розлива готовой продукцией, скорее всего, обанкротится.

Кроме того, вводимое законопроектом требование о запрете на повторное использование потребительской тары приведет к ряду негативных факторов. «Единственным вариантом утилизации стеклобоя является его использование заводами — изготовителями стеклотары при производстве новой тары. Однако при выработке новых бутылок используется всего 10% стеклобоя использованной тары. А куда девать остающиеся 90% (или 120 миллионов бутылок), которые будут накапливаться ежегодно ввиду невозможности их утилизации?», — задается вопросом Амиржан Калиев.

Еще одно требование — обязать предприятия по производству этилового спирта в течение 2-х лет иметь оборудование по промышленной переработке жидкой барды. «Этого срока явно недостаточно. Например, для введения данного требования в РФ было отведено 10 лет переходного периода», — сравнивает он. Чрезмерно завышены и предлагаемые в законопроекте параметры торгового зала, что в случае принятия закона приведет к закрытию в городах и районных центрах большинства торговых точек.

В итоге «КазАлко» обратилось в правительство с просьбой не только пересмотреть проект закона, но и отложить его принятие на более поздний срок. В частности, для поддержки производителей «КазАлко» предлагает исключить существующую систему предоплаты акцизного налога.

Тем не менее, правительство предприняло и позитивный шаг для отрасли. В начале декабря 2008 г. установлена минимальная розничная цена водочной продукции, которая составляет 500 тенге за литр (вместо прежней цены 357 тенге). К осени прошлого года в связи со значительным ростом цен на зерно, электроэнергию, ГСМ и другие вспомогательные материалы себестоимость 0,5 литра водки с учетом уплаты всех налогов и минимальной рентабельности предприятий (10%) составила 200-205 тенге. С наценкой оптовиков и розничной торговли минимальная цена 0,5 литра водочной продукции доходит до 250 тенге (500 тенге/литр).

«Данное решение правительства окажет также положительное влияние на легализацию отрасли, так как водка, продаваемая ниже этой цены, — теневая продукция, безусловно, низкого качества», — говорит Амиржан Калиев.

Он прогнозирует, что при условии жесткого ограничения импорта и отсрочки принятия на более поздний срок нового законопроекта по госрегулированию алкогольного рынка сильного снижения объема производства в 2009 г. не будет.