Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет привлечь четыре тенге частных инвестиций на каждый тенге государственных вложений, говорят специалисты. Однако в кризисный период заинтересовать инвесторов, особенно зарубежных, не так просто: проекты ГЧП реализуются во многих странах мира, и спрос на бизнесменов с деньгами существенно превышает предложение. Кроме того, наряду с существенным доходом, считают иностранные эксперты, участие в проектах ГЧП несет в себе определенные риски.
Наибольший объем инвестиций по принципу ГЧП в мире в последние годы был привлечен в такие сферы, как телекоммуникации, энергетика, транспорт и водоснабжение. Яркий пример применения ГЧП в Казахстане — строительство транспортной инфраструктуры. Так, по оценкам специалистов Министерства транспорта и коммуникаций (МТК), объемы проекта «Западная Европа — Западный Китай» на основе комплексного развития территорий могут составить $102,6 млрд к 2020 году. Под комплексным подходом здесь понимается не только строительство дорог, но и развитие объектов промышленности, торговли, логистики, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры вдоль дорожного полотна. «Такой подход позволяет привлечь четыре тенге частных инвестиций на один тенге государственных вложений за счет налоговых эффектов», — говорит вице-министр транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков.
Кстати, в ближайший год МТК намерено привлечь около 455 млрд тенге внебюджетных инвестиций от передачи некоторых государственных объектов в концессию. В свою очередь, каждый вложенный миллиард тенге даст 150 новых рабочих мест в отрасли и еще шесть — в смежных отраслях. В МТК предполагают, что привлечение внебюджетных средств для строительства инфраструктуры республики может стать тем механизмом, который поможет стране пережить экономические трудности с меньшими потерями. Однако в нынешних условиях, предупреждает вице-министр, множество стран мира реализуют на своей территории проекты ГЧП, и предложение на этом рынке значительно превышает спрос, увеличивая барьеры для входа новых стран на этот рынок. В настоящее время в стране реализуются такие проекты ГЧП, как реконструкция дороги Алматы-Хоргос (срок концессии — 25 лет), участка Алматы-Капчагай дороги Алматы-Усть-Каменогорск (25 лет), участка Астана-Караганда автодороги Алматы-Екатеринбург (30 лет), строительство большой кольцевой автодороги в Алматы (30 лет).
Интересно, что утверждение или отклонение проектов иногда зависит не от их специфики или недостатков, а от обычной невнимательности составителей. Так, зампредседателя правления «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Кайрат Тлебалдинов как-то отметил, что подавляющее большинство представленных на экспертизу центра документов не соответствует установленным в законодательстве требованиям. В результате, к примеру, на начало декабря 2008 года из 40 предложений положительное заключение было дано только по пяти.
«Вместе с тем успешно реализованные проекты ГЧП в транспортной отрасли способны оздоровить рынок: они ускоряют товародвижение, снижают транспортные издержки, дают толчок развитию перерабатывающего сектора и создают добавленную стоимость в экономике», — настаивает Дулат Кутербеков.
Иностранные специалисты подчеркивают наличие рисков в сотрудничестве государства и бизнеса. Такой риск в себе несет, в частности, положение национальной валюты. «Чем уязвимей валюта, тем дороже обходится гарантия в иностранной валюте для государства», — констатирует представитель международной финансовой корпорации (МФК) группа Всемирного банка Петьо Николов. Помимо этого, в условиях кризиса быстроразвивающиеся рынки, к которым эксперт относит и Казахстан, сталкиваются с повышением стоимости капитала, изменением финансовой стороны проектов в худшую сторону и ухудшением нормативно-правовой среды.
По словам Петьо Николова, в декабре 2008 года при МФК создан инфраструктурный кризисный фонд, средства которого пойдут на финансирование инфраструктурных проектов. «В условиях финансового кризиса государству, мы полагаем, необходимо применять более осторожный и продуманный подход к структурированию этих проектов в будущем», — подчеркнул иностранный эксперт.