Казахстан, констатируют международные эксперты, в настоящее время отдален от механизмов реализации государственно-частного партнерства (ГЧП). Основные причины — недостаточное взаимодействие с опытом других стран и крупнейшими мировыми инвесторами-разработчиками, а также недоверие властных структур по отношению к частным компаниям.
Сейчас в республике на стадии реализации находится семь концессионных проектов общей стоимостью свыше 212,2 млн тенге. Среди них четыре проекта по реконструкции и строительству автомобильных дорог, находящиеся в стадии разработки.
Несмотря на довольно большое количество разрабатывающихся концессионных проектов, Казахстан все еще слишком изолирован от ГЧП, — считает директор представительства Азиатского банка развития в Казахстане (АБР) Стивен Вермерт. — «Причина кроется в недостаточном взаимодействии с опытом других стран и крупнейшими мировыми инвесторами-разработчиками», — говорит он. По его мнению, вместо того чтобы сконцентрироваться на одном-двух пилотных примерах, в спешном порядке выполняют несколько проектов сразу в ущерб качеству их выполнения.
Кроме того, говорят специалисты, высоким остается и риск ослабления интереса инвесторов. По данным исследованиям USAID 2008г. «Казахстан: возможности государственно-частного партнерства в молодой стране», республика срочно нуждается в инвестициях в инфраструктуру.
Так, по оценкам Министерства транспорта и коммуникаций, сумма инвестиций в инфраструктурные проекты, необходимые для повышения производительности и обеспечения связи между регионами, составляет порядка $26 млрд. Казахстан нуждается также в соответствующей инфраструктуре для экспорта национальной продукции через соседние страны.
«Новые инвестиции в инфраструктуру позволят стране повысить контроль качества и обеспечить средства на ее содержание в долгосрочной перспективе», — говорится в упомянутом исследовании.
Сейчас, в условиях кризиса, по мнению аналитика по инвестициям Международной финансовой корпорации (IFC) Акнур Джуматовой, выбор любой страны является для крупного инвестора принятием дополнительных рисков. «Текущий кризис ликвидности не всегда отражается так жестко как ожидается, однако многие инвесторы будут с меньшей охотой идти в проекты и будут просить больше гарантий за тот риск, который они берут», — заявила она «Къ».
По мнению экспертов, большой финансовый потенциал и опыт необходимы в нынешних условиях как никогда. «Банки не будут финансировать проекты на других условиях, и привлечь интерес смогут консервативные и хорошо разработанные схемы с хорошим потенциалом будущего роста, а высокорисковые проекты вряд ли преуспеют», — прогнозирует Стивен Вермерт.
Председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Болат Смагулов, в свою очередь, отметил, что недавнее обсуждение конкурсной документации четырех концессионных проектов говорит о заинтересованности инвесторов. «Это конкретный показатель того, что интерес к таким проектам существует, и при условии их качественной подготовки инвестор готов в них участвовать», — заявил он «Къ».
На инвестиционный рейтинг страны также влияют отношения, складывающиеся между властью и бизнес-сообществом. По утверждениям некоторых экспертов, недоверие властных структур к частным компаниям, неравноправие участников являются распространенной проблемой развития партнерства в Казахстане.
Однако с точки зрения Болата Смагулова, это объясняется тем, что государство защищает интересы населения — потребителей услуг, которые будут оказываться в рамках проекта ГЧП, и поэтому устанавливает высокую планку требований для частных компаний, желающих участвовать в данных проектах. «Касательно вопроса о неравноправии участников необходимо отметить, что основной принцип партнерства — это, прежде всего, баланс интересов, ответственности и рисков между государством и частным сектором. Этот принцип закреплен в Законе «О концессиях», соответственно, говорить о неравноправии в проектах ГЧП некорректно», — сказал он «Къ».
Важной проблемой, затрудняющей развитие партнерства в республике, говорят эксперты, является дефицит профессиональных кадров — разработчиков проектов — в области проведения экспертизы ГЧП. «В Казахстане есть острая нехватка специалистов, которые проводили бы весь проект ГЧП по структурированию, построению финансовой модели, проведению предтендерных процессов, выбору инвесторов», — считает Акнур Джуматова.
Например, экспертиза железнодорожной линии Станция Шар-Усть-Каменогорск, по словам аналитиков, была проведена местными специалистами, потому что специалистов, у которых был бы опыт проведения подобной экспертизы в других странах, у нас недостаточно. «Правительству необходимы высококвалифицированные группы разработчиков для структурирования проектов и привлечения внимания», — солидарен с ними Стивен Вермерт.
У директора проекта USAID по улучшению бизнес-среды Сергея Пизикова особое мнение. «В Казахстане, на мой взгляд, просто мало людей, которые занялись этой проблемой, и нет единой методики, но умов достаточно, и есть, кому их применять», — сказал он «Къ».
С созданием «Казахстанского центра государственно-частного партнерства», по словам Болата Смагулова, стало возможным обеспечить качество оценки и экономической экспертизы концессионных проектов. Сейчас, говорит глава казахстанского центра ГЧП, в Центре проводят строгую поэтапную экономическую экспертизу предложений по объектам для передачи в концессию, технико-экономическое обоснование этих объектов, конкурсной документации по объектам концессии, также давать оценку самих проектов, представленных на конкурс по выбору концессионера. Кроме того, в задачи Центра входит также экспертиза договоров концессии и оценка эффективности реализации концессионных проектов.
Во всем мире ГЧП является признанным способом сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры и оказания государственных услуг. Как правило, необходимость использования механизмов партнерства возникает, когда спрос на общественно-значимые услуги выше, нежели потенциал государства обеспечить их качественное выполнение.
Курсив-справка
Первые проекты ГЧП появились уже в XV веке на юге Франции, где на основе концессии был построен водопровод, который передан в управление концессионеру примерно на 400 лет. Срок самого длительного проекта концессии равен почти тысяче лет.