Во вступившем в силу налоговом кодексе, сетуют депутаты парламента, отсутствуют наименования ряда вредных веществ, выделяемых при недропользовании, вследствие чего местные бюджеты теряют миллиарды тенге. Народные избранники не исключают, что законодательная ошибка стала лоббированием интересов нефтедобывающих компаний, и намерены внести в налоговый кодекс упущенную норму.
Соответствующий запрос мажилисмены и сенаторы направили в правительство, предварительно подсчитав, что лояльность налогового законодательства приведет к значительным финансовым потерям государства. Так, бюджет Актюбинской области может недосчитаться около 15 млрд тенге, Атырауской — около 4,5 млрд, Западно-Казахстанской — более 4 млрд, Мангыстауской — 4,6 млрд, Кызылординской — около 1,5 млрд тенге.
«Складывается впечатление, что произошло лоббирование интересов компаний нефтяной отрасли со стороны представителей уполномоченных органов, разработавших данный раздел Налогового кодекса, так как невозможно поверить, что это халатность», — говорит мажилисмен Марал Итегулов. По его мнению, изменения нужно внести в п.3 статьи 495 налогового кодекса, вписав названия основных загрязняющих веществ, присутствующих при сжигании газа на факелах — «окислы серы, азота, сажу, сероводород, меркаптан, диоксид серы».
Как пояснил «Къ» зампред ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Валентин Макалкин, в некоторых случаях сжигание попутного газа обусловлено объективными причинами. «Бывает так — скважин немного, газа немного, газоперерабатывающий завод или установки ставить слишком дорого. Тогда идут самым неконструктивным путем — сжигают», — констатирует он.
Председатель комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса Ерлан Нигматуллин не склонен винить в загрязнении окружающей среды только бизнесменов. По его информации, даже те средства, что поступают в бюджет в качестве экологических платежей, не используются по назначению. «Только в истекшем году экологические платежи превысили 66 млрд тенге, а на экологические цели было потрачено менее трети этой суммы. Это в целом по стране. А по отдельным регионам это соотношение и вовсе не выдерживает никакой критики», — говорит депутат. Так, в Западно-Казахстанской области объем профинансированных экологических мероприятий достиг 3,7% от общего объема поступлений, а в Северо-Казахстанской — всего 7%.
Сами представители нефтедобывающего сектора заявляют о снижении объема вредных выбросов. «Несмотря на растущий уровень производства нефти, было достигнуто существенное снижение объема сжигания газа на факелах за счет реализации ряда капитальных проектов, что позволило «Тенгизшевройл» снизить удельный вес выбросов с 3,7 в 2007 году до 3,6 кг на тонну произведенной нефти в 2008 году», — говорит директор по связям с правительством и общественностью ТОО «Тенгизшевройл» Рзабек Артыгалиев.
Вместе с тем, считает председатель экофорума НПО страны Кайша Атаханова, отношение иностранных недропользователей к Казахстану похоже на отношение к развивающимся странам. «Что касается ужесточений, мне кажется, если компании осуществляют выбросы в окружающую среду, это должно быть для них невыгодно. И если мы для этого можем сделать регулирующие механизмы, мы должны это сделать», — сказала «Къ» представительница блока «зеленых».
Схожий взгляд высказал и депутат Аманжан Жамалов. По его мнению, законодательная ошибка непременно должна быть исправлена, даже несмотря на то что нефтедобывающие компании, как и все остальные бизнесмены, переживают не самые легкие времена. «Все, что касается выброса вредных веществ, нанесения вреда экологии, никакими кризисными ситуациями не может оправдываться, потому что речь идет о здоровье людей, о загрязнении окружающей среды, среды проживания человека», — поделился с «Къ» мажилисмен. Точку в этом деле, настаивает он, должно поставить правительство, приняв или отклонив инициативу группы депутатов.