Нефть может потерять привлекательность
Цены на нефть в будущем будут зависеть от объемов потребления стиральных порошков и полимерных пленок, считает депутат мажилиса Виктор Киянский. По его словам, в среднесрочной перспективе потребность в черном золоте значительно снизится после перехода развитых стран на энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии. Такие доводы опровергают экономисты, заявляя, что потребление нефти, напротив, будет расти.
По прогнозам, стоимость нефти стабилизируется на отметке $80-100 за баррель, причем уверенный рост должен наметиться уже через 1,5 — 2 месяца. Однако существует предположение, что стоимость черного золота в ближайшем будущем будет зависеть от потребления не бензина и керосина, а химического сырья. Такие заявления основываются на развитии энергосберегающих технологий, которые пропагандируют развитые страны в последнее время. Особенно преуспели в этом направлении Япония и Германия, власти последней выдают каждому гражданину, использующему энергосберегающие технологии, по 2 500 евро.
Не секрет, что основной объем нефти используется в теплоснабжении, энергоснабжении и в производстве автомобилей. Но в последнее время наблюдается тенденция перехода ряда стран мира на возобновляемые источники энергии. Так, США заканчивают реализацию своей идеи по созданию 1 млн солнечных крыш. Данную технологию эффективно применяет и Китай. Также Казахстан, в свою очередь, уже определился с направлениями развития альтернативных источников энергии и сейчас рассматривает соответствующий законопроект.
Таким образом, переход мирового сообщества на экологические виды энергии, применение энергосберегающих технологий, а также глобальный кризис, по мнению депутата Мажилиса Виктора Киянского, снизит необходимость использования нефти. «В дальнейшем динозавры в виде мощного и рачительного энергопотребления будут вымирать», — прогнозирует он для «Къ». В то же время нефть является незаменимым сырьем для производства химической продукции. «Я думаю, в будущем цена на черное золото будет зависеть от потребления стиральных порошков, полимерных пленок и т. д. Сейчас в рамках кризиса этот сектор сильно упал, но в перспективе он будет расти, а с ним и стоимость нефти», — предрекает мажилисмен.
Но сейчас, когда эти цены значительно снизились, он отмечает, что некоторые страны закупают дешевую нефть и закачивают в хранилища для последующего потребления. В связи с этим возникает вопрос о приемлемости увеличения добычи подешевшей нефти. «С точки зрения стратегии устойчивого развития, не лучше ли нам придерживать этот невозобновляемый ресурс для будущих поколений?», — спрашивает Виктор Киянский.
Падение цен на нефть он называет «условной величиной». Предполагается, что многие недропользователи на самом деле не несут больших убытков из-за цен на черное золото. «Чаще всего они владеют нефтеперегонными заводами, системами перекачки и так далее, поэтому падение стоимости нефти для конкретных нефтепроизводителей — несущественный фактор. Это критично для потребителей», — поясняет народный избранник.
Однако с такими утверждениями не согласен директор консалтингового агентства «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев. По его словам, многие недропользователи, наоборот, не могут себе позволить вести активные работы по разведке, разработке новых месторождений и увеличении мощности существующих. По прогнозам, в ближайшие 5 лет будет наблюдаться медленный рост цен на нефть, возможно, до $60-80 за баррель. Он также отрицает возможность снижения потребности в нефти. «Потребность будет расти за счет развивающихся стран, в частности Индии и Китая. Так что в ближайшие годы от нефти никто и никуда не денется», — утверждает «Къ» экономист. Таким образом, в настоящий момент, по его мнению, Казахстану следует делать акцент на быстрой и качественной переработке нефти.
Между тем, в ежегодном послании президент страны Нурсултан Назарбаев предложил направить доходы от сырьевого сектора, которые зачислялись в Нацфонд, на реализацию нового плана модернизации экономики. Речь идет о посткризисном развитии республики. «В целом это составит порядка 600 млрд тенге в дополнение к уже утвержденным трансфертам из Национального фонда», — сказал президент. Данную меру он называет временной, но необходимой.