«Люди требуют от правительства принятия правильных решений, но такой же спрос должен быть и с частного сектора»
Статистика первой фиксирует малейшие изменения в экономике, как например, в 2007 году, когда показатели, характеризующих экономическую активность предприятий, пошли вниз. Несмотря на это, статагентство часто обвиняют в предоставлении недостоверных данных. Однако, по мнению экспертов, такие заявления часто слышатся из уст тех, кто не умеет читать статданные. Что показывает статистика сегодня? На этот и другие вопросы «Къ» ответила председатель Агентства Республики Казахстан по статистике Анар Мешимбаева.
В Казахстане завершилась национальная перепись населения, на проведение которой были выделены значительные средства. Однако бюджет самого уполномоченного органа — Агентства РК по статистике — был урезан почти на 200 млн тенге. Между тем в агентстве стремятся облегчить работу и себе, и респондентам, интегрировавшись с налоговой службой.
— Анар Ертулевна, несмотря на сложный для страны период, в Казахстане проведена перепись населения. Как Вы оцениваете уровень ее проведения?
— Полностью, что мы удовлетворены переписью, можно будет сказать только в конце сентября, когда будет завершено сканирование и мы будем уверены, что качество заполнения анкет было соответствующее. Если в целом мы получим положительные результаты, в смысле достоверно отражающие картину, то будем считать, что перепись прошла успешно.
Основных проблем было несколько: не все казахстанцы открывали двери и не все давали полный ответ на вопросы анкеты. Но в целом люди продемонстрировали высокую гражданскую позицию и активность. Многие звонили еще в начале переписи и говорили, что к ним не пришел счетчик. Приходилось объяснять, что он просто еще до них не дошел. Настойчивость проявили и сами счетчики — некоторые из них посещали те или иные дома или квартиры по 10-20 раз, чтобы застать своего жителя.
Очень хорошо потрудились и акимы — им пришлось съездить на все зимовки, на все отдаленные участки, чтобы переписать всех своих бомжей. Иначе говоря, оправдался девиз переписи: «Каждый важен».
— Некоторые казахстанцы, в частности жители Алматы, в ходе переписи жаловались, что к ним не пришли счетчики…
— Именно в Алматы и Южно-Казахстанской области было больше всего счетчиков. Жалобы были в самом начале и в середине переписи. И поскольку Алматы был не очень организован вначале, у них остались некоторые непереписанные объекты еще в период контрольного обхода — в течение 10 дней после переписи. Теперь непереписанных домов, коттеджей или подъездов уже не осталось. Единственное, могут быть отдельные люди, которые все 20 дней были в командировке или 20 раз разминулись со счетчиком. У них есть возможность обратиться в местные органы статистики — в Алматы это Горстат — и переписаться до конца обработки данных.
Когда делалось районирование, в списки переписи включались все объекты предполагаемого жительства: и рынки, и заброшенные промышленные зоны. Кстати, мы обнаружили, что нередко в различных пристройках, коттеджах живет столько людей, сколько по логике там не может проживать. Когда будут готовы итоги переписи, думаю, много работы появится у акимов.
— Насколько специалисты по статистике склонны доверять тем данным, что предоставляют казахстанцы? Ведь не исключено, что некоторые при переписи выдадут неверную информацию, чтобы скрыть какие-то данные о себе?
— Нам важно, чтобы каждый человек был переписан. Но статистика использует агрегированные данные, поэтому когда все ответы просуммируются и будут выведены средние показатели, все ошибки или возможные нелепые ответы в общей массе исчезнут. У нас будет картина по всей стране, картина по каждому городу и селу. Нет необходимости в информации по каждому человеку.
— Во сколько перепись обошлась госказне?
— Для проведения национальной переписи, которая проводится раз в десять лет, за 2008-2010 годы было выделено более 6 млрд тенге.
— Все государственные органы по указу президента страны сократили неприоритетные расходы. Насколько был урезан бюджет агентства?
— Наш бюджет, наверное, самый скромный из всех госорганов, поэтому особо сокращать было нечего. Мы отказались от капитального ремонта и затрат на материально-техническое оснащение, что сказалось в большей степени на регионах. Были сокращены и текущие расходы. В целом бюджет уменьшился на 198,98 млн тенге.
— Главная задача кабинета министров на текущий год — недопущение роста безработицы. Между тем множество казахстанцев продолжают терять работу или сталкиваются с несвоевременной выплатой зарплаты. Каков уровень безработицы в стране на данный момент?
— Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в феврале 2009 года составила 598,5 тыс. человек, уровень безработицы — 7,1%. В органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения в качестве безработных в феврале т.г. зарегистрированы 66,5 тыс. человек, или 0,8% экономически активного населения.
— Как изменились реальные и номинальные доходы населения за прошлый год и в январе-марте текущего года?
— По предварительным данным, номинальный денежный доход за 2008 год в среднем на душу населения составил 30 497 тенге (напомню: в 2007 году он составлял 25 226 тенге), что на 20,9% выше показателя 2007 года. При этом рост реальных денежных доходов составил 3,3%. По оценке агентства, номинальные денежные доходы населения в январе т.г. составили 31 297 тенге (в январе 2007 г. — 27 226 тенге), увеличившись на 15%. Прирост реального денежного дохода населения составил 5,8%.
Лидирующие позиции по размерам среднедушевых денежных доходов в январе 2009 года по-прежнему заняли города Астана, Алматы и Атырауская область, где этот показатель превысил среднереспубликанский уровень в 1,8-2 раза, тогда как в 2008 году он превышал в 2-2,5 раза.
В числе самых низкодоходных регионов в январе 2009 года — Южно-Казахстанская и Жамбылская области, в которых величина доходов населения составила в среднем 67,6 и 76,3% республиканского уровня (2008 год — 56,6 и 70,5% соответственно).
Вместе с тем, по данным областям, наряду с Алматинской, Кызылординской и Акмолинской, отмечаются наибольшие темпы роста реальных денежных доходов населения, что свидетельствует о положительных тенденциях в социально-экономическом развитии данных регионов республики. В свою очередь, при сравнении с темпами роста доходов населения представленные выше Алматинская и Кызылординская области вытеснили из рейтинга наиболее динамично развивающихся в январе 2008 года регионов страны столицу республики — город Астану.
В структуре денежных доходов населения в третьем квартале 2008 года наибольший удельный вес занимает доход от трудовой деятельности — 81,9% (в третьем квартале 2007 — 81,1%), на социальные трансферты приходится 14,5% (12,6%), материальную помощь родственников — 3% (2,1%) и доход от собственности — 0,6 % (0,4 %)
По итогам 2007 года структура денежных доходов населения на 81,6% представлена доходами от трудовой деятельности, 13,9% — социальными трансфертами, 3,8% — доходами в виде материальной помощи от родственников и 0,7% — доходами от собственности.
— Международные эксперты, в частности, инвестор Джим Роджерс, считает, что в ближайшее время самой доходной отраслью экономики станет сельское хозяйство. Возрождение интереса к этой сфере наблюдается и в Казахстане. Располагаете ли Вы данными, сколько человек занято в сельском хозяйстве? В финансовом секторе? В производстве? В строительстве?
— Численность наемных работников, занятых на крупных и средних предприятиях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, в январе текущего года составила 122,4 тыс. человек, финансовой сфере — 71 тыс. человек, промышленности — 709,3 тыс. человек, строительстве — 203 тыс. человек. Численность наемных работников (включая занятых на малых предприятиях) в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в четвертом квартале 2008 года составила 175,9 тыс. человек, в сфере финансовой деятельности — 93,3 тыс. человек, промышленности — 843,7 тыс. человек и в строительстве — 393,3 тыс. человек.
— В благополучные для страны годы в Астану и Алматы «на заработки» съезжались жители других регионов. Такие же процессы, кстати, наблюдались и в других странах, где сейчас происходит обратная миграция — возвращение работников к себе на родину. Есть ли такая тенденция в Казахстане?
— По предварительным данным, в 2008 году в Астану прибыло 43 925 человек. Эта цифра превышает данные 2007 года на 39,3%. За указанный период из города выбыло 19016 мигрантов, что на 55,6% больше, чем в 2007 году. Сальдо миграции населения составило 24 909 человек против 19 315 человек в 2007 году. Что касается Алматы, то количество прибывших достигло 64 954 человека, что на 1,8% больше, чем в 2007 году. Численность выбывших граждан за этот период составила 46 398 человек, что на 5,7% больше, чем в 2007 году. Сальдо миграции населения составило 18 556 человек против 19 916 человек в 2007 году.
— На одном из заседаний правительства в январе Вы внесли предложение снизить процентные ставки для предприятий МСБ, так как инфляция на тот момент, по Вашим словам, стремилась к нулю. Однако Ваше предложение не поддержали. Вы по-прежнему придерживаетесь этой точки зрения?
— Я высказала свое мнение как экономист. В январе инфляция была 0,3%, это достаточно низкий показатель по сравнению с прежними месяцами. Когда высокая инфляция и нужно покрывать операционные издержки банка, выплачивать внешние займы банка, понятно, почему растет процент. Но поскольку ситуация изменилась и в банки идут государственные деньги, а государству сейчас важно обеспечить рабочие места, поддержку МСБ, то сторонам нужно придти к компромиссу. С одной стороны, бюджету нужны деньги, чтобы платить социальные расходы, поддерживать оборону, платить зарплату бюджетникам, но, с другой стороны, — нужно обеспечить занятость, новые рабочие места. Потому что если уровень безработицы повысится, государству придется увеличить социальные выплаты. Банкам для оборота также нужны клиенты. Поэтому логично, если государство и банки откажутся от части своей маржи в этих деньгах и пойдут на уступки с тем, чтобы бизнес развивался.
— Действительно, положение многих бизнесменов сейчас далеко не благополучное. Располагаете ли Вы данными о том, сколько предприятий, включая юридических лиц и ИП, закрылось или приостановило свою деятельность за последний год?
— По состоянию на 1 января 2009 года в государственном статистическом регистре зарегистрировано 283 744 юридических лица, что на 15 180 юридических лиц (или на 5,6%) больше, чем по состоянию на 1 января 2008 года. В прошлом году ликвидировано 5232 юридических лица, что составляет 1,8% общего числа зарегистрированных юридических лиц. Аналогичный показатель за 2007 год составлял 5166 единиц или 1,9% общего числа зарегистрированных юридических лиц. Количество юрлиц, находящихся в процессе ликвидации, за 2008 год достигло 1424, что на 139 единиц или на 8,9% меньше, чем в 2007 году. Количество ликвидированных индивидуальных предпринимателей за 2008 год составило 14 366, что составляет 1,9% общего количества зарегистрированных ИП.
— Агентство по статистике регулярно публикует данные исследований по итогам месяца или квартала. Между тем есть мнение, что статистика иногда выдает неверные данные, например, при подсчете уровня инфляции или уровня доходов населения. Статистика может ошибаться?
— Одно время газеты нас ругали, что статистика «подрисовывала» данные и не показывала, что кризис затронул страну. Но в 2007 году именно статистика показала снижение в статданных: ухудшение конъюнктуры, снижение по малому бизнесу и т.д. Однако большинство людей ждут, что снижение произойдет сразу на 5-10%. Но в экономике так не бывает: снижение идет на 0,1% или 0,05%. Аналитики и опытные банкиры, которые умеют анализировать данные, в 2007 году все, что их интересовало, увидели. Когда начинается кризис, надо анализировать не ВВП, а начинать с самых азов: что случилось с ожиданиями торговцев, что случилось с ожиданиями потребителей, как пошли заказы, как изменился спрос, как меняется численность индивидуальных предпринимателей. Да, статистика может давать погрешности, с этим никто не спорит. Но тенденцию статистика Казахстана отражает правильно.
Другое дело, когда сами опрашиваемые предприятия дают неверную информацию. Предприниматели иногда критикуют наши данные — им кажется, что на самом деле падение по тем или иным показателям было больше. Или наоборот — в период активного развития экономики они уверяли, что на самом деле инвестировали больше, чем выдала статистика. На это хочу сказать, что данные нашим специалистам предоставляют сами предприятия, поэтому отчасти их точность определяет достоверность тех или иных показателей. И мы в ближайшее время готовимся интегрироваться с налоговыми и другими организациями, чтобы уменьшить бумажную работу для предприятий. В этом случае им не придется заполнять дублирующиеся бланки.
— Статистика фиксирует цены, объемы, тенденции уже по факту. А занимается ли статистика прогнозами на будущее?
— Официальных прогнозов по цифрам статистика специально не делает. Потому что если такое случится, все будут сидеть и ждать, что это сбудется. Однако мы проводим конъюнктурные обследования по крупным, средним предприятиям, по потребителям. У последних мы спрашиваем, собираются ли они покупать дорогостоящие потребительские товары, ощутили они улучшение или ухудшение в экономике, ждут ли повышения доходов. У предприятий интересуемся, будут ли они больше производить, ожидают ли роста в торговле и т.д. На основе этих данных наше управление конъюнктурных исследований может сделать краткосрочные прогнозы. Но там нет точных цифр, скажем, по объему ВВП, эксперты лишь покажут тренд в той или иной отрасли.
— Ни один экономист не может сейчас дать прогноз развития мировой экономики на ближайшие годы. Правительства многих стран ищут пути выхода из кризиса, пытаются выработать рецепты успешного преодоления рецессии. У Вас, как у экономиста, есть какой-то свой рецепт?
— Я считаю, что из кризиса можно выйти, если каждый гражданин страны будет добросовестно выполнять свою работу. Люди требуют от правительства принятия правильных решений, но такой же спрос должен быть и с частного сектора. Банки должны вести лояльную кредитную политику, чтобы помочь с кредитами максимальному числу граждан. Качественно выполнять свою работу должны и производители. Сейчас качество товаров заметно ухудшилось — к примеру, на растительном масле готовить невозможно, потому что оно разбавлено водой. Причем здесь правительство? Это вина производителя. Все дело в консолидации. И кредитные организации, и производители должны сесть и договориться, потому что иначе не будет выигравших и проигравших. Одни не прокредитуют, а вторые не произведут. В итоге пострадают все. Кризис, конечно, явление для всех тяжелое. Но я уверена, именно в кризис мы понимаем, что все люди — это люди, и все равны.
АНАР ЕРТУЛЕВНА МЕШИМБАЕВА, председатель Агентства РК по статистике
Родилась в 1970 году в Восточно-Казахстанской области. Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Кандидат экономических наук.
В 1999-2002 гг. работала главным специалистом, начальником отдела, заместителем директора департамента, директором департамента Агентства по стратегическому планированию РК.
В 2002-2003 гг. — заместитель директора департамента Министерства экономики и бюджетного планирования РК.
С 2003 по 2005 г. — первый заместитель генерального директора, и.о. генерального директора РГП «Институт экономических исследований» Министерства экономики и бюджетного планирования РК.
С 2005 года работала в аппарате администрации президента РК заведующей Центром системных исследований, первым заместителем заведующего отдела социально-экономического анализа, заведующей отдела социально-экономического анализа.
С марта 2007 года — председатель Агентства Республики Казахстан по статистике.