Горизонт стратегического планирования банков сузился с 3-5 до 1-2 лет, рассказала «Къ» директор парижского офиса Standard&Poor’s Екатерина Трофимова. Отсутствие долгосрочного планирования соотношения активов и пассивов является одной из причин нынешних проблем казахстанских банков.
Нынешняя неопределенность на рынке заметно осложняет стратегическое планирование в банках, в частности усложняется анализ ГЭП-разрыва. Начальник управления анализа и исследований департамента казначейства Казкоммерцбанка Ербол Куандыков напоминает, что система анализа ГЭП-разрыва является одним из обязательных нормативных документов отчетности банков. По мнению заместителя генерального директора KzRating Дениса Рыбалкина, ГЭП-анализ является базовым инструментом контроля риска ликвидности, процентного и валютных рисков. Поэтому в той или иной форме его используют все банки второго уровня.
Тем не менее, качество анализов ГЭП-разрывов в отчетах большинства казахстанских БВУ оставляет желать лучшего уверена Екатерина Трофимова. Зачастую документ носит формальный характер, более напоминающий отписку. Применение этих отчетов в оперативной работе и стратегическом планировании все еще недостаточно.
В kaspi bank отчетность по системе планирования ГЭП-разрывов проводится не реже одного раза в месяц, рассказывает «Къ» председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе. По его словам, в банке подсчет потока наличности, как в любой другой компании, ведется минимум на 12-18 месяцев вперед. Сюда входят приток, отток наличности и операционные расходы. Привлекать краткосрочные ресурсы и инвестировать долгосрочные проекты — это и есть ГЭП-разрыв.
Проблема заключается в том, что банки инвестируют краткосрочные заемные ресурсы в долгосрочные проекты. Но ресурсы «удлинять» нельзя! Очень многие в период экономического роста рассчитывали на то, что смогут до бесконечности привлекать «короткие деньги» и пускать их в долгосрочные проекты.
В разговоре с «Къ» Екатерина Трофимова напомнила, что по оценкам S&P более 80% банков в СНГ и в Казахстане в частности либо имеют не соответствующую международным стандартам систему управления рисками, либо данная система вообще отсутствует.