Мы не гонимся за увеличением доходности, мы преследуем цель — научить налогоплательщиков оптимальным способом исполнять свои обязательства
Налоговый комитет, стабильно занимающий верхние строчки в рейтинге коррумпированности государственных органов, нацелен минимизировать контакты налогоплательщиков с налоговыми органами, полностью автоматизировав систему. К каким результатам приведет данное новшество? Как повлияет снижение уровня коррупции на доходы государства? На этот и многие другие вопросы «Къ» ответил председатель налогового комитета Министерства финансов РК Даулет Ергожин.
— Даулет Едилович, как известно, в марте текущего года введено в эксплуатацию веб-приложение «Кабинет налогоплательщика». Поясните, пожалуйста, каково практическое значение этого нововведения. Сколько казахстанцев уже имеют такие кабинеты?
— Не секрет, что раньше сама система информационной налоговой службы, само общение между налогоплательщиками и налоговыми органами происходило в не очень транспарентном поле. Человек приходил, задавал вопросы, на какие-то мы отвечали, на какие-то нет, что-то скрывали, что-то просили, что-то требовали. Теперь мы внедрили абсолютно прозрачный формат общения: через «кабинет налогоплательщика» мы даем возможность пользователю получить доступ к своим данным. Другими словами, теперь налогоплательщик будет видеть то, что видит налоговик. Он может просмотреть свои персональные регистрационные данные, подготовить налоговую отчетность и отправить ее в соответствующий налоговый орган, отследить статусы приема и обработки форм налоговой отчетности, просмотреть текущее состояние и получить выписку из лицевого счета, получить налоговые уведомления и осуществить уплату налогов. Кроме того, имеется возможность импортировать в «кабинет налогоплательщика» формы налоговой отчетности в формате xml и pdf, заполненные ранее. Помимо этого, сервис имеет информативный характер: каждый наш пользователь будет получать всю информацию и оперативные новости от налогового комитета.
Дополнительно в «кабинет налогоплательщика» мы вставили несколько вариантов деклараций, в частности форму № 210 (для сотрудников государственной службы), где каждый сможет сдать декларацию электронным способом. Не надо никуда ходить, никого вызывать, не надо заполнять дополнительные декларации, ходить в налоговый департамент, ждать штемпель и прочее. Теперь налогоплательщик просто заполняет форму, отправляет ее как обычное электронное письмо и в течение двух-трех секунд получает подтверждение, что письмо доставлено на сервер и декларация сдана. Человек может либо распечатать ее, либо это подтверждение будет храниться в его кабинете.
На всем пути заполнения форм налоговой отчетности у пользователя есть электронный помощник. При этом форма наполовину заполняется автоматом самостоятельно, так как согласно практике, 45% декларации, как правило, занимают регистрационные данные. Налогоплательщику остается только вписать сумму дохода, сумму уплаченных налогов, сумму, облагаемую налогом, и все обязательства по заполнению декларации выполнены.
Я подчеркну, любой налогоплательщик, имеющий электронно-цифровую подпись, может воспользоваться услугами «кабинета налогоплательщика». В настоящее время в налоговых органах республики зарегистрировано более 700 тыс. налогоплательщиков, имеющих ЭЦП.
— Помогают ли такие инструменты, как «Кабинет налогоплательщика» и электронное налоговое декларирование повысить собираемость налогов?
— Мы не гонимся за увеличением доходности, мы преследуем цель — научить налогоплательщиков оптимальным способом исполнять свои обязательства. Мы хотим сократить очереди, упростить процедуру исполнения обязательств, исключить человеческий фактор. Кроме того, автоматизация позволяет нам ускорить внутренние процессы. То есть, если вы сдали декларацию в электронном виде, то нам не надо ее «вбивать», она просто хранится на нашем сервере.
Еще один плюс — улучшение администрирования. Налоговому комитету будет проще искать налогоплательщиков и выявлять тех, кто не платит, не цепляясь к тем, кто реально исполнил свои обязательства. Соответственно, мы ожидаем хорошего исполнения по местным налогам: это налог на недвижимость и на транспорт, те налоги, которые мы через кабинет можем доводить до сведения всех налогоплательщиков.
Этим инструментом (кабинетом налогоплательщика — авт.), мы хотим минимизировать контакты налогоплательщиков с налоговыми органами, тем самым сократив коррупционные правонарушения со стороны сотрудников налоговых органов. Лично моя задача — максимально упростить процесс. Налогоплательщику должно быть приятно исполнить свой долг.
— Очевидно, что в текущем году налогов будет собрано меньше, что объясняется объективными экономическими причинами. Вместе с тем, как было заявлено на коллегии Минфина в январе т.г., налоговики планируют усилить работу в части собираемости налогов. Каков прогноз по сбору налогов на текущий год, на сколько процентов понизится собираемость?
— Согласно проекту Закона о республиканском бюджете на 2009 г., одобренному Парламентом РК, перед налоговыми органами поставлена задача — собрать порядка 840 млрд тенге. На фоне снижения на треть ставки КПН и уменьшения ставки НДС — основных бюджетообразующих налогов — эта задача осложняется и общим охлаждением экономики, падением деловой активности. Все эти факторы объективно приводят к снижению уровня собираемости налогов. Вместе с тем, благодаря внедрению информационных систем, усилению взаимодействия с правоохранительными органами и, в первую очередь, с АБЭКП, считаем, что поставленная задача будет выполнена налоговыми органами в полном объеме.
— На недавно состоявшемся Круглом столе в Сенате вы сказали, что людям нужно изменить психологию: следует гордиться не тем, что они «уходят» от налогов, а, напротив, гордиться исправным их погашением. Вы также сказали, что планируете даже в школах внедрить программу воспитания будущих добросовестных налогоплательщиков. Если такая программа уже разработана, то каковы сроки и условия ее реализации?
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что дальнейшему развитию налоговой культуры и ее пропаганде необходимо придать государственный статус. В школах должны появиться книги по истории налогов, а на телевидении — постоянно действующие телепрограммы и фильмы. Конкурсы на знание налогового законодательства, премии за лучшие работы по этой теме в СМИ и на телевидении, общереспубликанские акции и многое другое должны составить основу системной работы по пропаганде и разъяснению налогового законодательства среди населения республики.
— Может быть, действеннее всего было бы повысить уровень доверия населения к налоговикам, искоренить коррупцию и злоупотребления?
— Многие говорят, что налоговый комитет — один из самых коррумпированных госорганов. В борьбе с коррупцией мы тесно сотрудничаем с органами финансовой полиции и КНБ. Обращаюсь к гражданам нашей страны: говорите и пишите конкретно, с указанием фактов. По каждому факту буду разбираться персонально. Кроме того, у меня есть блог, пишите, кто конкретно и за что берет взятки. Я даже свой электронный адрес предоставил, поэтому все письма налогоплательщиков будут попадать напрямую.
— А были уже такие случаи?
— Писали, жаловались, но в основном факты не подтверждаются. Радоваться, конечно, рано. Есть и подтвержденные факты, которые требуют определенных оперативных мероприятий, и их немало. Но бывает, что налоговый инспектор на законных условиях выявляет нарушения и доначисляет налоги, а потом мне приходит кляуза на 8 страниц. Когда начинаешь проверять все эти факты, то получается, что человека просто облили грязью с целью занять его место, либо на почве личной неприязни. Я выработал общее решение для наших сотрудников: если приходит жалоба с конкретной фамилией и конкретным обвинением, пишите заявления: одно в суд, одно в органы внутренних дел. Пусть по статье «клевета в отношении государственного служащего» возбуждают уголовное дело. Если же чувствуешь свою вину, пиши заявление по собственному желанию. Каждая сторона должна нести ответственность. Я буду лично разбираться по каждому факту.
Кроме того, мы создали в комитете специальную комиссию. По некоторым вопросам, согласно трудовому законодательству, я не могу уволить человека, но комиссия может вынести порицание о несоответствии уровня государственного служащего. А там уже дело каждого человека: работать дальше с таким клеймом или нет.
С другой стороны, пора выявить тех людей, которые дают взятки, а их, поверьте, не меньше. Посудите сами: если ты вовремя оплатил налоги, сдал декларацию в срок, какие могут быть к тебе вопросы. Люди сознательно входят в сговор с налоговым инспектором, нарушая закон. А потом огульно говорят, что все налоговики — взяточники. В моем понимании, первый виновный — взяткодатель, а уже потом — взяточник. Обоих надо сажать. Есть и моменты вымогательства со стороны сотрудников налоговой службы, за это надо по всей строгости закона временно изолировать от общества.
И поэтому, повторюсь, коррупционно опасную сферу, такую как выдача справок, взимание налогов — все это мы хотим максимально автоматизировать. Выдачу справок, например, я поставил на личный контроль. На еженедельной основе анализирую, сколько людей обратились с заявлением о выдаче справки по всей стране и сколько людей ее получили. Если не получили, то почему. Если наш сотрудник подготовил справку о наличии недвижимости, спрятал ее в стол и ждет, пока к нему придут с вознаграждением, будем наказывать.
— А вы не считаете еще одним коррупционным полем низкую заработную плату сотрудников комитета? Что предпринимается в данном направлении?
— Сотрудники налоговых органов — такие же госслужащие, как и остальные. Они получают в среднем 35 тыс. тенге, и это не секрет. Благодаря нововведению в Бюджетном кодексе, специфику заработной платы центрального аппарата объединили со спецификой областных налоговых департаментов. Сейчас мы планируем премировать напрямую тех сотрудников регионов, кто реально отличился по определенным показателям.
— Несколько месяцев назад был принят новый Налоговый кодекс. Как неоднократно отмечали специалисты Налогового комитета, документ разработан с целью уменьшения административных барьеров, упрощения налогового декларирования и т.д. 2009 год также объявлен Годом разъяснения нового налогового законодательства. Как вы оцениваете первые месяцы действия Налогового кодекса, оправдывает ли он ожидания налоговиков и налогоплательщиков?
— Наша страна первой на пространстве Евразии сделала послабление для МСБ, сократила налоги, ввела упрощенный возврат и упрощенное декларирование. Никто, кстати, этого не заметил, однако это позволило высвободить наличность для предприятий малого и среднего бизнеса, благодаря чему экономика продолжает работать. Если бы мы работали по старому налоговому законодательству, то брали бы авансовые платежи со всех и изъяли бы оборотные средства предпринимателей. Как они работали бы дальше?
Я постоянно читаю всю информацию в СМИ и свой блог: каких-либо острых нареканий в адрес нового кодекса нет. Возможно, некоторые проблемы возникают в связи с недопониманием некоторых норм. Даже когда принимали кодекс 2002 года, разъяснительные работы шли вплоть до 2004 года. Поэтому мы готовы к тому, что в целом этот год будет посвящен разъяснению положений налогового законодательства, вступившего в силу с 1 января 2009 года. Сотрудники ЦА будут участвовать в различных семинарах, круглых столах и т.п.
— Как вы уже упоминали, недавно Налоговый комитет и финполиция подписали план мероприятий по взаимодействию в вопросах противодействия уклонению от уплаты налогов. Означает ли это, что теперь любые нарушения налогового законодательства, выявленные финполицией, будут передаваться в Налоговый комитет, и наоборот? Не планируется ли создание единой базы нарушителей финансовой дисциплины?
— 1 апреля 2009 года, признавая необходимость усиления взаимодействия органов финансовой полиции и налоговых органов, Налоговый комитет и Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) подписали совместный план мероприятий по взаимодействию. При этом была достигнута договоренность о взаимодействии в предупреждении и выявлении фактов неправомерного возврата НДС, фактов лжепредпринимательской деятельности, в проведении совместных мероприятий в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов в сфере оборота подакцизной продукции (нефтепродукты, алкогольная продукция и табачная продукция) и в других отраслях экономики.
Создана также совместная рабочая группа двух государственных органов, которая будет координировать работу территориальных подразделений финансовой полиции и налоговых органов. Данная группа также должна проводить всесторонний анализ факторов, способствующих неисполнению недобросовестными налогоплательщиками налоговых обязательств, вносить предложения по устранению таких фактов, а также по внедрению новых форм совместной работы.
Налоговым комитетом проводится постоянная целенаправленная работа по всему комплексу вопросов, связанных с исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Однако вопросы администрирования НДС, незаконной деятельности «обнальных» фирм и фирм-«однодневок» представляют особую проблему для налоговой службы. Мошеннические действия со счетами-фактурами (поддельные счета-фактуры, счета-фактуры с измененными записями и другие злоупотребления) свойственны системам взимания налогов как в развитых, так и в развивающихся странах. Решение данной проблемы без участия правоохранительных органов невозможно.
В 2008 году в сфере борьбы с лжепредпринимательством органами финансовой полиции выявлено 360 преступлений, направлено в суд 182 уголовных дела. Сумма выявленного ущерба 57 млрд тенге.
В текущем году выявлено 52 преступления этой категории. В суд направлено 23 уголовных дела. Сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам составила 10,1 млрд тенге.
На особом контроле будет сфера государственных закупок. Мы будем строго следить за теми средствами, которые идут от государства, куда они идут, к кому попали и как были истрачены. И если там не были уплачены налоги, ожидайте нашего визита.
Заверяю, что мы пофамильно знаем, кто и сколько заплатил или не заплатил налогов. Есть конкретные факты и люди, к которым у нас есть вопросы. Если человек действительно уклонился от уплаты налогов, то будут назначены комплексные проверки, а материалы будут переданы в финансовую полицию.
Полагаю, что предпринимаемые совместно с финансовой полицией шаги позволят сократить злоупотребления в области налогообложения. В будущем мы планируем создание единой базы нарушителей финансовой дисциплины.
— По информации Налогового комитета, «особенно остро в настоящее время стоит проблема возврата НДС экспортерам». Какие меры принимаются для того, чтобы предотвратить нарушения в этой сфере?
— Следует отметить, что введенным с 1 января 2009 года Налоговым кодексом уже предусмотрен ряд мер, направленных против нарушений в сфере возврата превышения НДС экспортерам.
Так, в целях подтверждения суммы НДС, предъявленного к возврату, предусмотрено проведение встречных проверок поставщиков экспортеров. При этом решение о назначении обязательной встречной проверки принимается по тем поставщикам, у которых сумма НДС, отнесенного в зачет, составляет 80 процентов всего НДС, отнесенного в зачет экспортером. В случае неполучения результатов встречных проверок или же неустранения поставщиками выявленных в ходе встречных проверок нарушений возврат НДС не производится.