Поскольку, по оценке специалистов, процесс поиска работы в Казахстане может затянуться до трех месяцев, это время можно провести с предельной пользой для дальнейшего трудоустройства. Если, конечно, хватит сбережений на этот период.
Критические сроки поиска работы определить сложно. Предлагаемых вакансий сейчас меньше количества резюме специалистов в 3-4 раза.
В среднем каждый второй соискатель на поиски подходящей вакансии затрачивает от одного до трех месяцев, каждый пятый — от одной до четырех недель, каждый десятый соискатель — около недели. Так, по словам управляющего директора «Elite-Central Asia recruitment and consulting agency» Алексея Иванова, при активном поиске успешно трудоустроиться возможно в течение трех месяцев.
При этом трудоустройство не по специальности приемлемо только для специалистов профессий, потерявших ныне актуальность, либо выпускников вузов.
О том, какое занятие принесет безработному в «свободное» время максимальное количество пользы, судить достаточно сложно. «Даже не имея постоянных контрактов, я всегда старался реализовывать собственные идеи, которые приносили как моральное, так и материальное удовлетворение. Но в «свободное» время я бы повысил свою стоимость на рынке труда», — комментирует начальник отдела по связям с общественностью и СМИ АО «BI-GROUP» Алиби Асанов.
Период времени, на который хватит средств оставаться безработным, зависит, конечно же, от потребностей. «Учитывая, что я не умею распоряжаться собственными финансами, мне придется достаточно туго. Хотя если поскрести по сусекам, то годик-полтора продержусь», — говорит Алиби Асанов, который уже лет пять не ищет работу: «она сама находит» его.
Но, как правило, такой способ поиска работы не приводит к желаемому результату. Поиск работодателя — это достаточно длительный процесс, и чем тщательнее подходить к этому, тем лучше. «Следует выявить свои конкурентные преимущества, в моем случае это опыт, мобильность и оперативность работы», — добавляет Алиби.
У безработных есть возможность периодических заработков — в качестве фрилансеров. «Речь идет не только о материальной стороне дела — человек сохраняет свои профессиональные навыки, а также тонус», — говорит генеральный директор коммуникационного агентства «АГТ-Казахстан» Амина Кудабаева.
Безработному нужно учить языки, пробовать себя в других профессиях, причем быстро, считает начальник управления по работе со СМИ дирекции корпоративных коммуникаций АО «Kaspi Bank» Ботагоз Жуманова, предлагая разделить «свободное» время на две части: 70 % посвятить поиску новой работы, 30 % — улучшению своих профессиональных навыков. «Я бы изучила, как работают некоторые программы, например, нужные для дизайна», — говорит она.
«Не хотела бы остаться без работы ни дня. Предпочитаю стабильность, поэтому у меня всегда есть свободные средства, чтобы можно было жить в течение года, чтобы не браться за первую попавшуюся работу, а выбрать подходящую. Но бывают разные ситуации. К примеру, во время кризиса 1995-96 гг., мой отец, который всегда работал в топ-менеджменте крупных заводов, не стал участвовать в делах приватизации, он предпочел идти подметать улицы, потому что другой работы не было. Поэтому если люди идут на общественные работы, чтобы кормить семью, в этом нет ничего зазорного», — добавила Ботагоз Жуманова.
Американским банкирам, к примеру, массовые увольнения принесли и радостные перемены: неожиданно освободившееся время они используют для менее прибыльных, но более приятных занятий: кулинарные курсы, школы горнолыжных инструкторов, альпинистов и профессиональных яхтсменов сообщают о резко возросшем интересе уволенных банкиров и аналитиков к годичным программам для взрослых.
Совсем выпасть из жизни сложно, даже если очень постараться. Но то, как к вынужденной «свободе» относятся в США, в казахстанских условиях может оказаться слишком рискованным.