ВВП приземлился жестко
По оценке МЭБП, в первом квартале снижение ВВП составит 2%. Об этом заявил, выступая на заседании правительства, в минувший вторник глава МЭБП Бахыт Султанов. Между тем ухудшение ситуации с доходами населения, потребительским и инвестиционным спросом и безработицей не позволяет говорить о будущем росте.
Озвученные министром итоги первого квартала свидетельствуют о том, что ни о каком быстром восстановлении экономики говорить не приходится: кризисные явления продолжают развиваться. Относительным утешением может служить лишь тот факт, что в США сокращение ВВП составило 5,9%, а в России и вовсе 7%. Однако, как считает начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров, умеренное сокращение ВВП (-2%) и инвестиций в основной капитал (-4,9%) по сравнению с Россией связано с тем, что кризис затронул Казахстан значительно раньше, еще в III квартале 2008 года. За прошедшее время казахстанская экономика уже успела адаптироваться к новой экономической реальности.
Более радикальной точки зрения придерживается руководитель центра экономического анализа «Ракурс» Ураз Жандосов. «Корректная оценка динамики ВВП — это сравнение его с предыдущим кварталом, как это делается во всем мире, и чего, к сожалению, не делает МЭБП. Если же сравнивать год к году, то, по нашим подсчетам, падение составит больше 2%. Пока мы просчитали положение по 6 основным отраслям экономики, доля которых в ВВП составляет 70-75%, а это промышленность, сельское хозяйство, строительство, связь, транспорт и торговля — там, по нашим данным, падение равно 4,44%. Даже если по остальным отраслям суммарно будет ноль, то в целом сокращение будет более 2%», — прокомментировал он «Къ».
Действительно, если рассматривать ситуацию в разрезе отраслей, то оптимизма становится еще меньше. Промышленное производство в Казахстане за квартал сократилось к первому кварталу 2008 года на 4,6% (в 2008 году — рост на 3,7%), в том числе в горно-добывающей промышленности — на 0,2%, в обрабатывающей промышленности — на 11,8%, в производстве, распределении электроэнергии, газа и воды — на 6,7%. Однако более печально то, что падение производства в значительной степени коснулось основных бюджето- и системообразующих отраслей казахстанской экономики. Так, спад производства в металлургической промышленности и производстве готовых металлических изделий составил 15,3%, в том числе в черной металлургии — 22,4%, цветной — 9%, производстве пищевых продуктов — 2,3%.
Единственным светлым пятном, по данным МЭБП, на этом фоне является положительная динамика в сельском хозяйстве. «Объем валовой продукции данного сектора за рассматриваемый период составил 134,9 млрд тенге, увеличившись на 3,6% к январю-марту 2008 года», — заявил Бахыт Султанов. Стоит отметить, что и этот положительный показатель достигнут, прежде всего, путем девальвации, а не реального роста объемов производства.
По итогам квартала стало понятно, что, несмотря на усилия правительства, ситуацию в строительстве не удалось стабилизировать. Объем строительных работ сократился на 4,2% (в 2008 году рост составил 15,5%). В отрасли сконцентрировано и основное сокращение инвестиций — 28%. Правда, еще хуже ситуация с инвестициями в горнодобывающей промышленности, спад здесь составил 30,6%. По экономике в целом после 9-летнего роста инвестиций также наблюдается спад на 4,9% (рост на 4,6% в 2008 году), а в промышленности уменьшение инвестиций в основной капитал составило 15,7%.
Продолжается снижение потребительской активности. Падение реального спроса отразилось, например, на обороте розничной торговли: за январь-март розничный товарооборот упал на 3,4% против 4,3% роста январе-марте 2008 года.
Внешнеторговый оборот снизился за два месяца текущего года на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт сократился на 48,4%, а импорт — на 17,4%.
«Первый квартал показал сокращение ВВП; вполне вероятно, что отрицательным будет и второй квартал. Однако я считаю достаточно высокими шансы на нулевой или слабоположительный рост в третьем квартале и положительный рост казахстанского ВВП в четвертом квартале этого года. Причин тому несколько. Так, статистика февраля-марта оказалась не такой удручающей, как данные декабря-января. Наметилось некоторое оживление, в частности, в металлургии. Заметно пусть и слабое, но восстановление потоков грузоперевозок», — комментирует Евгений Винокуров.
Ситуация с инфляцией будет напрямую зависеть от того, пойдет ли Национальный банк на повторную девальвацию тенге. «В случае непроведения повторной девальвации тенге рост цен в текущем году достигнет 10-12% (прогноз правительства 11%. — «Къ») благодаря жесткой монетарной политике Национального банка и контролю над ценами со стороны правительства. В случае повторной девальвации уровень цен в 2009 году достигнет 15-16% из-за удорожания стоимости импортируемых потребительских товаров (овощей, фруктов, бытовой техники)», — подчеркивает Евгений Винокуров. С ним согласен Ураз Жандосов, который отмечает, что если цены на нефть и зерно будут на нынешнем уровне, то правительству удастся удержать инфляцию в рамках прогноза, и скачок ее будет зависеть от того, будет ли повторная девальвация. Ее проведение будет целиком зависеть от цены на нефть и от успехов работы правительства по реструктуризации кредитов 2 банков. «При стабильной цене на нефть $40 за баррель вероятность повторной девальвации чрезвычайно высока», — поделился он с «Къ». Ураз Жандосов видит два определяющих фактора роста ВВП: цены на сырье и эффективность реализации антикризисной программы. «Однако рост ВВП вряд ли возможен», — считает он.