План администрации президента США Барака Обамы преобразовать процесс торговли производными инструментами может понизить ликвидность рынка и увеличить волатильность цен на энергоносители и другое сырье, в случае если законодатели вольно обойдутся с деталями. Подобный исход событий будет идти вразрез с целью администрации стабилизировать ценовую динамику на сырьевом рынке и привнести прозрачность на рынок производных инструментов, которые Уоррен Баффет еще в 2003 году оклеймил «финансовыми орудиями массового поражения». «Против прозрачности возразить нечего. Это можно сделать достаточно безболезненно, без больших дополнительных расходов для кого-либо», – говорит Тим Эванс, аналитик по энергоносителям инвестгруппы Citi Futures Perspective. «Однако при худшем развитии событий некорректное регулирование может стать началом конца торговли сырьем в текущем виде. Ликвидность рынка исчезнет, волатильность вырастет в разы, неопределенность цен будет значительной, и все переведут свои позиции на какую-нибудь биржу в Шри-Ланке», – предупреждает он.
Казначей США Тимоти Гайтнер призвал к тому, чтобы большинство производных торговалось на биржах и рассчитывалось через центральный клиринг, а не на внебиржевом рынке, как это делается сейчас. Многие эксперты считают, что подобное регулирование приведет к существенному удорожанию процесса торговли и снижению ликвидности. В то же время в фокусе данной инициативы регуляторов находится рынок кредитных свопов (CDS) – который, как считают некоторые, повинен в дестабилизации финансовых рынков в ходе текущего кризиса – рынки энергоносителей и сырья также попали в объектив законодателей после достижения нефтью ценового уровня $150 прошлым летом. «Во многих отношениях регулирование внебиржевого рынка создаст более равные условия игры для его участников, – считает Эдвард Морзе, аналитик LCM Commodities, New York. – Вопрос в том, насколько адекватно будет новое регулирование – не перегнет ли палку администрация и не сделает ли рынок менее эффективным в результате жестких ограничений?»
На внебиржевом товарно-сырьевом рынке инвесторы торгуют сырьевыми активами, опираясь на ценообразование биржевого рынка, к примеру Нью- йоркской товарной биржи. В течение последних пяти лет сырьевого бума объемы торговли выросли как на внебиржевом, так и на биржевом рынках, однако объемы первого превосходили биржевой оборот существенно – в какие-то моменты в два раза, свидетельствует Морзе. Аналитики считают, что новое регулирование потребует предоставления значительного объема отчетов и затруднит открытие больших рисковых позиций для крупных участников рынка.
«Подобные меры необходимо тщательно проработать», – считает Аддисон Армстронг, директор аналитического отдела Tradition Energy, Stamford. На пути от полного отсутствия регулирования до жесткого контроля над рынком можно сделать немало ошибок». «Регуляторы должны быть крайне осторожным во избежание создания правового арбитража», – поддерживает эту точку зрения Грег Мозек, бывший главный юрист Комиссии по фьючерсам, в данное время партнер вашингтонской юридической фирмы McDermott Will and Emery.
Однако в целом эксперты сходятся во мнении, что регулирование, которое поможет повысить прозрачность и не станет чересчур жестким для ликвидности рынка, будет встречено сырьевым рынком с одобрением. «Из того, что я видел на рынке, прозрачность не помешает рынку энергоносителей и сырьевому рынку в целом – это важный элемент, способный повысить его эффективность», – подытоживает Эрик Каламарас, руководитель аналитического отдела в секторе энергоносителей инвестгруппы Wachovia Securities, Charlotte.