Новости

«В Казахстане изначально размещать производство было невыгодно»

В июне исполнится 10 лет как компания Hewlett-Packard, мировой лидер в производстве компьютерной техники, официально присутствует в Казахстане. О проблемах, фирменной философии и перспективах компании «Къ» рассказал директор представительства Hewlett– Packard в Казахстане Мурат Нургали.

В июне исполнится 10 лет как компания Hewlett-Packard, мировой лидер в производстве компьютерной техники, официально присутствует в Казахстане. О проблемах, фирменной философии и перспективах компании «Къ» рассказал директор представительства Hewlett– Packard в Казахстане Мурат Нургали.

– Многие крупные компании имеют у себя офисную технику HP, включая компьютеры, – это входит в их стандарт работы. Однако большинство казахстанских компаний, используют компьютеры более дешевых моделей. Значит ли это, что HP изначально позиционирует себя как компания для богатых пользователей?

– Компания НР всегда делала акцент на качество производимой продукции. Было время, когда даже крупные компании покупали дешевые самосборные компьютеры, теперь философия наших клиентов изменилась. Они говорят: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Исходя из этого, НР предлагает высококачественную, надежную продукцию, которая позволяет как заказчикам, так и конечным пользователям делать разумные инвестиции. Наша продукция доступна многим. Те, кто считает, что продукция НР предназначена только для богатых людей глубоко заблуждаются.
Продукция HР строго соответствует мировым стандартам. Компания инвестирует более 3,5 млрд долларов в год в разработку и создание новых технологий и решений с большей добавочной стоимостью, позволяющих расширить возможности заказчиков и усилить их конкурентные преимущества в бизнесе.

– Но дело в том, что развитие компьютерных технологий идет очень быстрыми шагами. Разумно ли платить большие деньги HP за его качественный товар вчерашнего дня, когда можно каждый год обновлять и обновлять более дешевую технику?
– Нет, не выгодно. Дело в том, что продукт должен быть «обкатан», должен быть надежным и проверенным в деле, он не должен подвести в сложной ситуации. Например, некоторые из наших клиентов действуют согласно рекомендациям, которые напрямую запрещают использовать новейшие продукты в работе сложных бизнессистем из-за высокой вероятности отказов этих продуктов.

– Компания НР позиционирует себя как компания вертикально-ориентиро-ванного рынка, более рассчитанная на предоставление специализированных услуг?
– Это не совсем верно. У нас есть подразделения, специализирующиеся как на вертикальном рынке, так и на горизонтальном, в зависимости от продукции, которую они распространяют.

– Какова доля ритейла и специализированной продукции в НР?
– В таких вопросах, как исследование долей рынка, мы стараемся опираться на независимые исследовательские компании, а они, к сожалению, не всегда исследуют весь спектр рынка НР в Казахстане.

– Каково примерное соотношение казахстанского рынка НР от мирового рынка, от рынка стран СНГ, России?
– От мирового – даже одного процента нет, а от российского рынка – более 10%. По динамике роста Казахстан входил в число лидеров пару лет назад, потому что начинал практически с нуля, но теперь этот задел исчерпан, НР в Казахстане вышел на приличные объемы продаж, и дальнейший рост может замедлиться.

– То есть произошло известное насыщение рынка?
– Насыщение рынка продукцией такой динамичной отрасли, как компьютерная, не произойдет никогда. Люди постоянно хотят чего-то нового: 15 лет назад не было Интернета, сейчас – жизнь без него немыслима, соответственно, предложение в части интернет-технологий существенно возрастает. Пять лет назад мобильный телефон был предметом роскоши, сегодня – это обычное средство коммуникации, и таких примеров существует достаточно много.

– Есть ли у НР какой-либо уникальный продукт, с которым вы с вашими конкурентами не пересекаетесь?
– Фактически такая постановка вопроса касается только тех товаров, от которых мы или наши конкуренты отказались. Все компании, работающие на ИТ-рынке, так или иначе конкурируют между собой. Без этого невозможно развитие рынка.

– На что направлен основной вектор усилий НР?
– На сервисное обслуживание продукции НР, на развитие сервисных центров, обучение специалистов и так далее. Сегодня этот сектор составляет 30% всего объема деятельности НР и имеет все шансы на дальнейший рост.

– А вот такая «переориентация» компании с производства продукции на производство услуг – это мера вынужденная обстоятельствами или же это результат продуманной стратегии?
– Конечно, это продуманная стратегия. Сегодня продукция НР является супертехнологичной, ее заказчиками являются банки, крупные корпорации и ИТ-компании, создающие программные продукты. Это аппаратура, компьютеры, работающие на блейд-технологии, на матричной технологии. Так что вопрос профессионального обслуживания этой техники становится очень важным, если не приоритетным. Иначе эта техника просто не будет служить так, как задумано, чего НР себе позволить не может.

– В прессе мелькали сообщения, что НР причастен к разработкам биометрических систем и продуктов, вроде чип-карт, чип-паспортов и так далее. Как обстоит дело в этой сфере на сегодняшний день?
– Да, НР входит в состав консорциума из 3-5 крупных компаний и правительств заинтересованных стран, участвует в таком проекте. Однако это вопрос непростой, что касается собственно разработки подобной технологии, то он представляет отдельный профессиональный интерес, а процесс внедрения – это компетенция правительств.

– Есть ли какие-то существенные различия в потребностях рынка между Казахстаном, Россией, Европой и США?
– На эту тему проводятся регулярные исследования независимых исследовательских групп, которые по различным критериям оценивают состояние рынков разных регионов. Так, для рынка США характерна потребность в ноутбуках, для Восточной Европы – в различных организационных решениях, системной интеграции, а из Центральной Азии поступают заказы различных правительственных структур на системы коммуникаций.

– Какое направление вы считаете наиболее перспективным?
– Существует три группы продуктов, каждая из которых демонстрирует свои точки роста на разных рынках. Это компьютеры, периферия и корпоративная архитектура. В частности, НР продвигает на рынок новые аналоговые принтеры, сканеры и копиры с емкостью копирования в миллион страниц. А также технику на блейд-технологии, которая будет доступна, например, для домашнего использования. Представляете, за счет более совершенной архитектуры у вас дома может появиться суперкомпьютер, производительностью сравнимый с компьютером Пентагона, например. Сейчас такая техника не по карману обычному человеку, но, кто знает, возможно, лет через пять-десять эта технология будет доступна для массового производства.

– Сейчас на дворе кризис, и многие предприятия «оптимизируют структуру производства», попросту массово увольняют персонал. Как с этим обстоит в НР?
– Никаких массовых увольнений в НР нет и не будет. Так обстоит дело в России, Украине, Азербайджане и Казахстане. Наблюдается обычная текучесть кадров, характерная для любого предприятия, в размерах не более 2-3% от принятых на работу. Мы уверены, что сохраним в этих условиях основной костяк персонала. Это происходит потому, что, во-первых, нам нет необходимости выходить из кризиса таким образом, а во-вторых, удержание персонала является приоритетной политикой НР.

– НР имеет собственное производство, хотя и отверточное, в России и на Украине. Имеет ли НР планы по воплощению чего-нибудь похожего в Казахстане?
– Нет, не только не имеет, но и у вас устаревшие данные. На Украине производство было свернуто 6 месяцев назад, в России в настоящее время только ведется строительство завода. В Казахстане изначально размещать производство было невыгодно. В частности, из-за отсутствия ресурсной базы. Главная проблема заключается в отсутсвии рынка сбыта для собственного производства. Кроме того, остро стоит вопрос о транспортировке. Сегодня в достаточной мере не оправдывает себя ни морской путь, ни железнодорожный.

Hewlett-Packard
Компания была основана 1 января 1939 года Уильямом Хьюлеттом и Дэйвом Паккардом, выпускниками Стэнфордского университета 1934 года, в качестве компании по производству тестирующего и измеряющего оборудования. Их первым продуктом был высокоточный аудио осциллятор Model 200A. Новшеством в их устройстве было использование электрической лампочки в качестве сопротивления в критической части схемы. Это позволило им продавать Model 200A по цене $54.40, в то время как конкуренты предлагали менее стабильные осцилляторы по цене более $200.

Компания предоставляет решения в области ИТ-инфраструктуры, персональных вычислительных систем и устройств доступа, услуги по системной интеграции, сервисной поддержке и аутсорсингу, а также устройства печати и средства вывода изображений для крупных предприятий, организаций малого и среднего бизнеса.

По состоянию за 2008 год компания насчитывает более 150 000 служащих и имеет годовой доход $107,7 млрд, являясь по этому показателю крупнейшей в мире компанией, работающей в области информационных технологий.