ФПИ готовы рисковать
Согласно исследованию компании «Бейкер Тили Казахстан Оценка», казахстанские фонды прямых инвестиций (ФПИ) склонны рисковать, однако суммы сделок у них на порядок ниже, чем российские. По мнению экспертов, количество сделок с участием ФПИ в 2009 году не уменьшится.
C точки зрения казахстанского инвестора, наиболее комфортным сегодня является размер сделки до $3 млн (40% инвесторов). Для сравнения: фонды, работающие в России, такие сделки даже не рассматривают. Столько же инвесторов вкладывают деньги в проекты от $3 млн до $10 млн, 20% инвесторов считают интересными сделки до $15 млн. Проекты свыше $20 млн казахстанскими ФПИ практически не рассматриваются.
За счет средств фондов прямых инвестиций наиболее вероятно сегодня профинансировать проект в стадии развития (60%). Не боятся казахстанские фонды браться и за start-up (40% респондентов), в то время как их российские коллеги всего в 14% случаев предусмотрели редкую возможность инвестирования в такой проект.
Ни один из казахстанских респондентов при ответе на указанный вопрос не предусмотрел возможности инвестирования зрелых проектов. Причины этого кроются в следующем: инвестирование start-up идей всегда высокорискованно и затратно. Казахстанские private equity готовы рисковать для получения более высокой доходности. Зрелый бизнес не представляет интереса для наших инвесторов из-за менее высоких прибылей.
Тем временем 7,1% российских респондентов рассматривают возможность инвестирования в компанию, находящуюся в стадии спада, что вполне объясняется периодом глобального экономического кризиса, когда большинство предприятий несет убытки вследствие снижения темпов роста выручки и доходности. Казахстанские респонденты такую возможность исключают.
40% опрошенных фондов предпочитают инвестировать средства в тот бизнес, где они получают строго 25-49% уставного капитала потенциальной компании, то есть «блокирующий» пакет. Другие фонды (20%) приобретают только контрольные пакеты. При таком варианте управления фонд полностью контролирует объект инвестиций.
ФПИ, ориентированные на приобретение пакетов акций (долей) финансируемых компаний, в большинстве своем не руководствуются определенными территориальными ожиданиями.
60% опрошенных респондентов готовы участвовать в реализации бизнес-плана оппонента в любом регионе Казахстана. 20% и 20% оставшихся респондентов инвестировали бы в Алматинскую и Актюбинскую области.
С точки зрения отраслевых предпочтений наиболее привлекательным для инвестирования является сегмент телекоммуникаций (80% голосов), далее следуют такие отрасли, как финансовые услуги, а также розничная торговля (60%). В России приоритет принадлежит FVCG (92%). В то же время в Казахстане hi-tech пока интереса не вызывает (20%), для сравнения: в России – 57,1%.
Также следует обратить внимание на то, что большинство фондов не инвестируют в компании, темп роста выручки которых менее 20%.
Между тем вполне обоснованно появление перечня отраслей, находящихся в «черном списке» для потенциального инвестирования.
Во-первых, большинство фондов предпочитают не вкладывать деньги в бизнес, находящийся под постоянным контролем и мониторингом со стороны государства (в нашем случае – это компании нефтегазового сектора, военно-промышленного комплекса, тяжелого машиностроения и пр.), поскольку их экономическое положение во многом обусловливается экспортными ценами на сырье и уровнем специальных налогов.
Во-вторых, формальным ограничением может быть запрет на участие в бизнесе, имеющем асоциальную направленность (игорный бизнес). Важно отметить, что последствия финансово-экономического кризиса подтолкнули ряд фондов изменить отраслевые предпочтения на финансирование. Результатом этого стало, например, увеличение числа респондентов, не рассматривающих проекты в сфере девелопмента и real estate, до 60%.
Управляющий директор ТОО «Сентрас Капитал» Даурен Алипбаев говорит, что фонд сделал инвестицию в компанию финансового сектора, и что его интересует розничный сектор, местное производство, сектор услуг, например медицинских. «Ожидаются сделки в тех секторах, где высокая долговая нагрузка в связи с инвестициями в основные средства, т.е. это местные производители товаров и услуг. Не исключаю, что будут сделки в финансовом секторе, хотя, как уже указывалось, в силу жесткого регулирования это требует правильного структурирования», – прогнозирует он.
Директор консалтингового агентства De Novo Руслан Егембаев считает, что тем фондам, которые решили проблему привлечения ресурсов, замораживать свою деятельность на фоне подешевевших активов нет никакого резона. «Больные» же вопросы инвестирования в казахстанские компании – политические риски (контроль государства в крупном бизнесе), а также низкий уровень развития корпоративного управления остались, как и были до кризиса. «Выгодными я считаю вложения в инфраструктуру, нефть и газ, в отдельные виды финансового сектора. Во вхождение капитала ФПИ в телеком я не верю – он интересен узкоспециализированным игрокам. Интерес может быть у GSM-провайдеров либо у игроков сектора услуг WiFi. В целом сектор телекома будет развиваться за счет корпоративных клиентов либо за счет транзита, например в Китай», – отмечает эксперт. Возможность же покупки действующих сотовых операторов Руслан Егембаев оценивает как вопрос цены, которая в большой мере определяет желание покупать и продавать.
Суммы сделок с ФПИ невозможно озвучить вследствие их непрозрачности. «Сумма сделок в этом году может быть меньше именно из-за падения цены активов, а не снижения активности фондов», – уточняет он. В частности, удешевление активов финансовых организаций связано с ухудшением качества ссудного портфеля. Страховые компании потеряли часть рынка, а бизнес в ритейле стал дешевле вследствие роста стоимости долговых средств. Компании же, работающие на внутреннем рынке, подвело снижение спроса – это касается спроса на минеральные ресурсы и металлы.
В исследовании приняли участие 10 ведущих фондов прямых инвестиций, осуществляющих свою деятельность в Казахстане, и управляющие активами от $30 млн до $100 млн.