Магический реализм в синей рамке

Опубликовано (обновлено )
Тишина для ума и музыка для глаз – поэтичное определение живописи. Она отражает суть человека, обличая его пороки, но вместе с тем воспевая красоту. В галерее «Ретро» этой осенью такая магия искусства представлена в работах Булата Гельмана.

Тишина для ума и музыка для глаз – поэтичное определение живописи. Она отражает суть человека, обличая его пороки, но вместе с тем воспевая красоту. В галерее «Ретро» этой осенью такая магия искусства представлена в работах Булата Гельмана.

Булат Гельман, несмотря на свою одиозную фамилию, самый настоящий казах. Родился в Целиноградской области. Искусству живописи обучался в Чимкентском художественном училище и в Санкт-Петербурге. Если бы вы спросила Булата, что вам следует посмотреть в северной столице Петра, он бы посоветовал Эрмитаж и Русский музей. За десять лет жизни в Петербурге художник исследовал творчество Василия Кандинского и Александра Дайнека, Винсента Ван Гога и Анри Матисса. В 1990 году Булат вернулся в Чимкент, работал по профессии, но лишь в Алматы сумел реализовать свое призвание и вдохновение.

В уютной галерее «Ретро» представлено восемнадцать работ Булата Гельмана, объединенных в выставку под названием «Картина в синей рамке». Экспозиция, надо сказать, неожиданная и запоминающаяся: нет ни джайляу, ни юрт, ни беркутчи. Эти сюжеты, вероятно, автор оставил за пределами синей рамки своим коллегам, выразив, тем самым, свое отношение к современной живописи.

Картины Булата Гельмана очень реалистичны, они повествуют о нашей жизни: люди ездят на автобусе, страдают по утрам от похмелья, ходят на работу, целуются, делают пластические операции и радуются жизни. В некоторых сюжетах чувствуется легкая ирония автора, которая усиливает интерес к его творчеству – у каждой картины есть своя маленькая история, в которую хочется заглянуть. Художник не приукрашивает действительности, его жесткость, мозайка твердых ломаных линий заполняется мягкими красками, и от этого картины оживают. Голубой, коралловый, зеленый цвета присутствуют во всех экспозициях Булата.

Утро. Красотка. На картине изображена молодая девушка. Она сидит обнаженная на кровати, смотрится в зеркало и красит губы. Ничего не отвлекает от женской красоты, которая практически осязаема. Но эта не красотка Рембранта, которая может долго лежать в шелках и благоухании цветов, а красотка, которой нужно спешить. Скоро иллюзия безмятежности закончится, она накрасится и, тем самым, наденет свою маску.

Натюрморт на шторе. 10.00 утра. Мужчина с бокалом вина устроил себе чудесный завтрак. На кухне у него легкий беспорядок, и штора, закрывающая окно, плавно переходит в скатерть. Но это не смущает хозяина дома, ему здесь уютно и хорошо. И скоро его квадратная кипящая голова станет снова овальной. В этой картине чувствуется влияние Пабло Пикассо, кубизм которого вдохновил Булата Гельмана.

Брудершафт. Данную работу каждый человек может осмыслить по-своему. Мы видим мужчину и женщину, сидящих в постели с вином и в поцелуе. Возможно, эта пара давно встречается, возможно, у них медовый месяц. Но есть вероятность, что они познакомились накануне, а поцелуй на брудершафт сблизил их.

Булат Гельман работает в жанре многофигурной композиции, что сегодня большая редкость. Его работы сложно отнести к какому-то конкретному направлению. В них есть и черты импрессионизма, и сюрреализма, и футуристические мотивы. Такое впечатление, что идея картины «Пустота» заимствована Булатом из творчества Сальвадора Дали, а динамика и энергетика «Прохожих» напоминает «Прогулку заключенных» Ван Гога.

«Картина в синей рамке» – дебютная выставка художника, но у него уже сложился авторский почерк. Главное, чтобы он продолжал творить оригинальные картины, характерные только ему.

Читайте также