Финансовые рынки вновь несутся вдаль
Скачок цен как на рискованные, так и на безопасные активы вызывает беспокойство у некоторых аналитиков, считающих, что помощь правительства, восстановившая рынки, может привести их к новому падению. Но большинство институциональных инвесторов даже не прислушиваются. Тема восстановления стоимости активов и экономики активно обсуждается в банках – резкий контраст с ужасающим пессимизмом, превалировавшим до недавнего момента.
Неестественное одновременное ралли рынка акций, облигаций Казначейства США и сырьевых товаров связано с одним фактором: чересчур дешевая монетарная политика, принятая во всем мире. Акции банков возглавили ралли, которое вытолкнуло индексы на 60% вверх с мартовских минимумов. Это означало более высокую прибыль, растущие доходы и бонусы. «Мы переживаем сладкий период финансового цикла», комментирует Джонатан Базиль (Jonathan Basile), экономист Credit Suisse, New York. – «Центробанки не спешат менять политику, так что дела у рынка рискованных активов и облигаций могут стать заметно лучше».
Согласно данным Bespoke Investment Group, все больше инвесторов устремляется на рынок акций. Шесть месяцев назад индекс S&P 500 торговался намного ниже 200-дневного показателя движущейся средней, чем когда-либо со времен Великой Депрессии. «Сегодня мы находимся в середине самого сильного «бычьего» ралли», – пишут Bespoke Investment Group в своем отчете. – «Это помогло индексу S&P 500 выскочить выше 200-дневного показателя движущееся средней (moving average), чем когда-либо с 1983 года».
Мало кто поспорит с аргументами председателя ФРС Бена Бернанке о том, что он должен был заполнить рынки деньгами, чтобы предотвратить еще одну Великую Депрессию. Однако критики говорят, что его тактика рискованна тем, что чиновникам будет сложно оценить уровень поддержки, оказанный их мерами.
Горькая сладость?
Одним из явных кандидатов на резкий разворот является американский рынок акций. Рынок вернул больше половины своей стоимости, но восстановление основывалось на ралли акций финансовых компаний, многие из которых до сих пор считаются нестабильными. Продолжающееся ухудшение ситуации с оплатой долгов потребителями и коммерческой недвижимостью оказывает давление на без того обремененные балансы.
Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz), известный экономист и нобелевский лауреат, уверен, что американский банковский сектор находится еще в худшем состоянии, чем до коллапса главного инвестиционного банка Lehman Brothers в сентябре 2008, потому что банки, до кризиса считавшие слишком крупными, чтобы разориться, стали еще больше. Падение Lehman Brothers вызвало шторм на финансовых рынках, который урезал кредитование, снизил уровень производства во всем мире и ухудшил состояние слабой экономики.
Восстановление рынка акций обусловлено в основном надеждой инвесторов на то, что помощь ФРС вытащит мировой рынок из ямы. А гарантия продления периода нулевых ставок только ещё больше подогрела оптимизм инвесторов.
Хорошие результаты деятельности ключевых банков также ослабили беспокойство. Чистый доход Goldman Sachs во втором квартале составил 3,4 миллиардов долларов, самый лучший результат который когда-либо был. Но все равно доход банка окажется под давлением увеличившихся убытков по кредитам и более жесткого регулирования. По оценкам JP Morgan новые правила могут снизить потенциальную долгосрочную прибыль на четверть.
Кроме того, неважный прогноз по рынку недвижимости и высокая безработица вызывают сомнения по поводу того, действительно ли улучшение происходит благодаря потребителям. «Я не уверен, что рынок недвижимости станет самой лучшей инвестицией, и я все ещё придерживаюсь мнения, что рынок ещё может снизиться», говорит Марк Калабрия (Mark Calabria), CATO Institute, Washington.
По данным исследования Reuters экономисты ожидают 14 % падения стоимости домов в 2009 и 2% роста в следующем году. Количество непроданных домов начало снижаться, но по –прежнему находится выше уровня в 1.5 миллиона. А этого недостаточно, чтобы уровень избытка предложения вернулся к историческому тренду.
Уровень безработицы растет и скоро превысит 10%. Это в два раза выше уровня до рецессии и самый большой скачок со времени Великой Депрессии. Средний временной показатель, когда люди остаются без работы, также вырос и сейчас равен 6 месяцам. «Кровопролитие на рынке труда уменьшается», отмечает Ти Джей Марта (T.J. Marta), стратег и основатель Marta on the Markets. – «Однако структурные изменения в разных индустриях сдерживает поглощение тех, кто уже потерял работу».
Высокая безработица придает ралли оттенок нерационального и полного энтузиазма периода правления Алана Гринспена, чьи критики считают, что он боролся с кризисом, вызванным лопнувшими пузырями, создавая новые пузыри. Посмотрим, сможет ли Центробанк снизить свое беспрецедентное фондирование до того, как оно начнет негативно влиять на рынок. Коллапс доллара уже делает доходы с учетом инфляции менее привлекательными.
Оценка акций также выглядит все менее привлекательной. Более того, многие считают, что американцы перешли от легкой траты денег к скрупулезному сохранению. Согласно отчету ФРС сбережения растут: во втором квартале количество казначейских облигаций в портфелях домашних хозяйств выросло до 605,9 миллиардов долларов, с 576.4 миллиардов в предыдущем периоде. А это говорит о том, что стоит ограничить любую инвестиционную стратегию, полагающуюся на быструю реакцию потребителей.