«Вот, говорят, кризис, кризис – глянь, как куры несутся…», – задумчиво отмечал герой Реввы на недавнем летнем Кубке КВН. «Вот, говорят, кризис, кризис – глянь, как сырье растет» – хочется пробормотать ему в тон. Растет причем не только сырье, но и все остальные активы, отмеченные черной меткой с надписью «РИСК» ровно год назад в октябре 2008-го. Тогда, казалось, инвесторы не подойдут к ним еще долго. Но сердце инвестора оказалось еще как склонно к перемене собственных мнений. И вот, год спустя, мы видим: медь снова стоит больше 6000 долларов за тонну (в январе этого – 3 000), а нефть барражирует просторы над 70-й фигуры (год назад – под 40-й). Конечно, можно порассуждать о вновь изменившихся фундаментальных факторах, но, если фактор меняется в третий раз за последние несколько кварталов, может быть, он не настолько и фундаментальный? Или аналитики вновь склонны выдавать ожидания рынка за действительность?
Председатель Правления ФРС Бен Бернанке на прошлой неделе объявил наиболее суровую рецессию со времен Великой Депрессии 30-х годов, «вероятно закончившейся». Сделал он это после череды позитивных данных по штатовской экономике, на прошлой неделе пополнившей призовой ряд 3-летним максимальным месячным ростом продаж и 2-хлетним максимумом индекса легкой промышленности в штате Нью-Йорк. За шумом открывающихся бутылок шампанского и праздничным салютом мало кто, видимо, расслышал еще одно объявление: «Восстановление экономики будет медленным».
Глядя на данные по безработице, в это трудно не поверить. В отличие от предыдущих рецессий, где освоение новых технологий, рост банковского сектора или освоение развивающихся рынков добавляли динамики рынку труда, сейчас пока речь идет о замедлении темпов роста безработицы, но никак не о создании новых рабочих мест. Сокращение 216 000 мест в США за август, может, и является наименьшим минусом за последний год, но эта цифра, по-прежнему, минусовая, приводящая к кумулятивному показателю в минус 7 миллионов с декабря 2007 и доводя уровень безработицы до 26-летнего максимума. Вас может это удивит, но аналогично неважно обстоят дела на другом конце света – в Китае. «В целом по стране проблема безработицы остается достаточно острой» – цитирую министра социальной защиты КНР Инь Вайминя – «несмотря на рост рынка в последние три месяца, число рабочих мест все еще меньше по сравнению с октябрем прошлого года. … избыток рабочей силы сохранится достаточно долгое время…». Помимо программы стимулирования внутреннего спроса основным источником для создания новых рабочих мест в Китае должен стать потребительский спрос в США. А там народ также теряет работу. Имеющие ее, начинают больше копить. Или пытаются сократить кредитную задолженность в условиях ужесточившихся условий рефинансирования. И эта фундаментальная мозаика дает основания для продолжающегося без перекура рыночного ралли?
В общем, у кого как, а у меня из продолжающихся сокращений, высокого сохраняющегося уровня кредитной задолженности и увеличившейся нормы сбережений потребителей получилась та самая иголка, которая может выпустить воздух из очередного раздувающегося пузыря на рынке финансовых активов. Некоторые участники рынка уже начинают готовиться к сценарию охлаждения ожиданий. Об этом говорит, к примеру, диспозиция рынка опционов на нефть. Согласно данным Bank of America Securities-Merrill Lynch, разница в стоимости пут и колл опционов (так называемый, reisk-reversal) на нефть достигла максимальной величины за пять лет, которые ведет соответствующую статистику, и составила 10% в пользу опционов, дающих право на продажу нефти. Пояснения, видимо, излишни. Добавлю лишь, что наиболее популярным на Nymex опционом на сегодняшний день является декабрьский пут со страйком на $60 за баррель, тогда как второй по популярности – пут опцион со страйком на $50 за баррель. Сейчас, напомню, нефть WTI стоит $71. Покупая ее на текущих уровнях, желательно обзавестись наперстком – игла для пузыря уже начинает накаливаться.