Стихийный характер рынка молока в Казахстане является причиной низкого качества продукции и высокой доли импорта. Санэпидемнадзор бьет тревогу по поводу качества молока. Для решения этих проблем Молочный союз Казахстана призывает производителей объединяться в молочно-товарные фермы.
По данным исполнительного директора Молочного союза Казахстана Владимира Кожевникова, более 90% молока в Казахстане производится мелкими производителями, для которых самостоятельная переработка молока требует значительных инвестиций и, по сути, невозможна. В структуре производства молока в Казахстане сельхозформирования занимают лишь 3,3%, фермерские хозяйства – 7,7%, а от населения собирается 89%, что обусловливает низкую товарность, разносортицу и крайне низкое его качество.
Кроме того, рентабельность переработки молока не превышает 5–7%. Как следствие, из 5,2 млн тонн произведенного молока только 1,5 млн тонн перерабатывается в стране.
Такая ситуация приводит к тому, что на сегодня, по данным Молочного союза, доля импортного молока на внутреннем рынке составляет 10%, масла – 30%, сыров – 50%. А согласно информации Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности, производство молока и сливок сгущенных в 2007–2008 г. сократилось на 24%, масла сливочного – на 13,7%, молока сухого – на 9%, сыров и творога – на 5%, молока обработанного жидкого и сливок – на 2,8%, кисломолочной продукции – на 2%.
В целом же, по приблизительным подсчетам Министерства сельского хозяйства РК, с середины 80-х потребление молочной продукции в Казахстане снизилось вдвое.
«В стране не хватает молока, и переработчики готовы закупать его у фермеров, – отмечает Владимир Кожевников. – Однако большая часть молока очень низкого качества и не выдерживает требований. Проблема молочных производителей в Казахстане, я считаю, – в их огромном количестве и в их разобщенности».
С 1 июля 2009 г. в стране вступил в силу новый регламент «Требования к безопасности молока и молочной продукции», который равно относится и к переработчикам, и к мелким частным хозяйствам. Однако регулярно проверять можно только крупные предприятия, говорит начальник управления санитарно-эпидемиологического надзора Медеуского района Алматы Виктор Меркер. Например, Алматинский молочный завод проверялся раньше подекадно, то есть раз в 10 дней.
«Две трети производителей сейчас занимаются уличной торговлей, то есть незаконной. Мы не можем, к примеру, проверять предприятие без наличия у него реквизитов, а по новому закону о проверках государство нас ограничило в этой области еще сильнее», – говорит Виктор Меркер.
В частности, по его данным, 14% проверенного «уличного» молока в Алматы заражено бруцеллезом. «По новому закону о проверках мы собираемся отнести молочных производителей к группе высокого риска и проверять в зависимости от субъекта раз в 1–3 месяца», – отмечает он.
Выходом из ситуации может стать развитие молочного кластера, в частности – создание молочно-товарных ферм, которые бы объединяли мелких фермеров, занимались контролем качества молока и его отгрузкой крупным переработчикам и сбытовикам. Такая программа ожидается в Казахстане с участием «Казагро», но находится на стадии разработки.
«По нашим подсчетам, в Казахстане хватило бы 30 таких ферм», – говорит Владимир Кожевников, отмечая, что в Белоруссии уже внедрена такая система. Ежегодно там создаются 16 молочно-товарных ферм (по числу регионов страны), что уже позволило Белоруссии стать крупным экспортером молока и молочной продукции. Вместе с тем, казахстанские СПК с молочниками пока не взаимодействуют, и в таких схемах не участвуют, замечает он.
В свою очередь, Виктор Меркер сетует, что СЭС лишили права уничтожать негодную и низкокачественную продукцию, как делают, например, в Голландии. «Необходимо в таком случае создать закон, который бы позволял нам направлять такое молоко в специальные центры переработки. Это не ударит по карману производителей и поможет решить проблему качества», – говорит он.
По данным Агентства по статистике РК, рост производства молока за период 2004–2008 гг. в Казахстане был стабильным. В 2008 г. объем производства составил 5 164 тыс. тонн, что на 648 тыс. тонн больше, чем в 2004 г., и объясняется ростом поголовья скота.