В дирекции художественных выставок и аукционов открылась экспозиция Анвара Бахтеева. Родом из Узбекистана, художник тем не менее космополит, его картины – это действительность, актуальная в Тунисе, Польше, Иордании, Арабских Эмиратах, Италии, Англии, а также в Казахстане. Он создает новые образы и по-новому смотрит на уже существующие, одухотворяя мир сюрреального.
Гениальный Дали говорил, что сюрреализм – не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Рене Магритт, Хоан Миро, Марсель Дюшан в XX веке интересовались снами, воображением и галлюцинациями, образы которых стали не вспомогательными, а основными для художников. Традиции сюрреалистов на постсоветском пространстве продолжает Анвар Бахтеев, а мы в свою очередь имеем уникальную возможность познакомиться с творчеством нашего современника.
Художник заявил о себе впервые в 1973 году, участвуя в республиканских и всесоюзных выставках. Сегодня его картины находятся в частных коллекциях в Узбекистане, США, Германии, Бельгии, Индонезии, России, Турции. Интерес к творчеству Бахтеева не случаен: одного взгляда на работы автора достаточно, чтобы оценить масштаб и мастерство художника.
В основном творчество Анвара лежит в русле сюрреализма с его культом чудесного и стремлением к бессознательному, но вместе с тем ему не чужды абстрактное искусство и реализм. Казалось бы, обычный сюжет натюрморта по замыслу художника совсем не тривиален: вглядываясь в полотно «Натюрморт овощной», понимаешь, как много любви и воспоминаний испытывает художник к своей родине. Более того, Анвар Бахтеев подчеркивает, что натюрморт у него – это дары природы, это буквально осязаемое счастье от такого многообразия земных плодов. Яркость красок и образов фотографичны, но исполнены чувственно в красках. И в этом заключается необыкновенный реализм Анвара, который изображает не то, что видит, а то, что им особенно любимо.
Живописца ни в коем случае не хочется сравнивать с классиками, потому что в свои шестьдесят лет Анвар Бахтеев живой классик, самобытный и оригинальный. Другое дело, что у художника есть излюбленные приемы, сформировавшиеся под впечатлением от творчества Кандинского, Гойи, Рембрандта. Пример тому – картины «Зеркальная стихия», «Движение в пространстве», в которых чувствуется влияние гения абстрактной живописи Кандинского, а полотно «Белый ангел» издалека напоминает чем-то работы Марка Шагала. Но все это не более чем ассоциации, так как многогранность всей экспозиции заверяет совершенный почерк узбекского художника.
В экспозиции Анвара Бахтеева представлена и религиозная тематика, которая отсылает нас то к Святому писанию, то к мотивам Магритта. Увлечение художника индийской миниатюрой, первобытной живописью случайно видится в каких-то отдельных элементах, которые создают общую неповторимую канву полотен. Так нельзя не отметить восхитительные картины «Сестры», «Слепые».
С полотна «Девочка с яблоком» на нас смотрит юная Мона Лиза. Возможно, такое сравнение бестактно, однако, думаю, в скором времени магические образы Анвара Бахтеева обретут имена собственные. Однозначно то, что это художник с большой буквы, чье творчество сегодня бесподобно.