Глава государства подписал закон, позволяющий госслужащим быть полноценными участниками рынка ценных бумаг. Однако не все профучастники ждут повышения активности на фондовом рынке, ведь кто хотел играть на бирже, занимался этим и до новшеств, утверждают в УК.
Документом вносятся дополнения в законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», позволяющие лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, приобретать паи паевых инвестиционных фондов и получать по ним доходы. При этом предлагается не включать пай в категорию имущества, подлежащего передаче в доверительное управление, так как он является финансовым инструментом, подтверждающим право на получение денег, переданных в доверительное управление. По предложению сената парламента, в документе оговорена возможность приобретения и реализации госслужащими таких видов эмиссионных ценных бумаг, как облигации и акции коммерческих организаций. При этом уточнено, что облигации и акции должны приобретаться и реализовываться только на фондовой бирже; работникам госаппарата разрешается приобретение как простых, так и привилегированных акций, но в случаях с простыми акциями объем приобретения и реализации не должен превышать 5% от общего количества голосующих акций организации. Вместе с тем решено не ограничивать продажу привилегированных акций и облигаций, поскольку собственники указанных финансовых инструментов, согласно законодательству, не вправе участвовать в управлении организацией.
Основными целями этих нововведений являются необходимость привлечения должностных лиц государственного аппарата к участию в принимаемых государственных мерах по развитию рынка ценных бумаг, привлечение населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги, усиление мотивации работников госструктур, заявил начальник юридического управления Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы Галымжан Арипжанов. По его мнению, эффект от снятия запрета будет положительным. «Согласно международной практике, развитие рынка ценных бумаг невозможно без привлечения населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги. Существует ошибочное мнение, что для инвестирования человек должен обязательно иметь большой доход, и что инвестирование – это сложный и запутанный процесс. На самом деле инвестирование в ценные бумаги является одним из способов вложения свободных денег таким образом, чтобы они приносили доход в течение длительного времени, либо в виде регулярно получаемых дивидендов, либо в виде прибыли, которая получается в результате увеличения рыночной цены этих ценных бумаг, либо в виде комбинации того и другого. При этом люди со средним и стабильным заработком, к которым относятся и государственные служащие, могут инвестировать свои сбережения в ценные бумаги», – утверждает он. «Относительно высказываемых опасений отметим, что законодательством установлен ряд ограничений, связанных с возможностью приобретения чиновниками инструментов фондового рынка. Так, нововведения не распространяются на депутатов Парламента, членов Правительства, Председателя и членов Конституционного Совета и судей. Законодательно закреплено, что эти должностные лица не входят в категорию государственных служащих, которым разрешается приобретать ценные бумаги и получать доходы по ним. Действия, связанные с инсайдом и манипулированием ценами на ценные бумаги, законодательством запрещены, имеются соответствующие механизмы выявления таких незаконных действий, и они преследуются по закону. Кроме того, нормы законов «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе» устанавливают приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государственного служащего. В этой связи полагаю, что опасения по поводу использования государственными служащими инсайдерской информации, несостоятельны», – прокомментировал «Къ» Галымжан Арипжанов.
Какое-то влияние на фондовую биржу снятие запрета окажет, однако данное влияние будет минимальным, утверждает начальник отдела анализа KASE Руслан Дзюбайло. По его словам, активность физических лиц на рынке ценных бумаг чрезвычайно волатильна: в сентябре объем сделок с участием физических лиц составил 56% от общего, в октябре – 12%, в ноябре – 32%. При этом реальная доля физических лиц на фондовой бирже, скорее всего, ниже, так как некоторые инвесторы работают, используя счета физических лиц. «Я думаю, что государственные служащие в своей массе не обладают существенными финансовыми ресурсами, чтобы коренным образом изменить ситуацию на рынке. Если кто-либо из чиновников и владеет пакетами ценных бумаг, то, скорее, в целях управления компаниями, а не в целях спекулятивного заработка. Поправки в законодательство вряд ли скажутся на активности физических лиц на фондовом рынке. Если сейчас на бирже KASE зарегистрировано около 4 тыс. счетов физических лиц, то мы не ожидаем роста счетов в связи в отменой запрета более чем на 1%», – прокомментировал «Къ» Руслан Дзюбайло.
Чиновники, которые хотели присутствовать на рынке ценных бумаг, делали это и до отмены запрета, утверждает управляющий директор инвестиционной компании BCC Invest Арман Сагатбеков. «Существует много схем для участия государственных служащих в биржевых торгах: через подставных лиц, родственников. Принимаемые сейчас изменения лишь позволяют чиновникам торговать ценными бумагами легально», – заявил он «Къ». По его мнению, законодательные изменения не окажут серьезного влияния на фондовый рынок Казахстана.