Министр индустрии и торговли РК Асет Исекешев предложил в контрактах на недропользование предусмотреть требования по производству базовых металлов. Но в то, что слова могут перейти в дело, аналитики верят с трудом. Если и будет создано такое производство, то только на новых месторождениях, и то придется предложить льготы, считают они.
10 декабря в Астане, на втором съезде работников горнометаллургической промышленности правительством были затронуты две не очень приятные темы для металлургов. Первую огласил премьер-министр РК Карим Масимов. По его словам, в условиях кризиса, налогообложение было снижено, но с ростом цен, часть ренты государство будет срезать за счет повышения налогов на недропользование.
«Недра принадлежат народу Казахстана, вы ими временно пользуетесь, это не ваша собственность», – сказал он.
Далее, по предложению Асета Исекешева, при наличии необходимых производственных мощностей для последующей переработки на территории Казахстана целесообразно дестимулировать вывоз сырья (руд, концентратов).
Должна быть разработана программа с фиксированными сроками освоения месторождения и организации производства базовых металлов. Также, учитывая, что выработка и реализация государственной политики по развитию горнометаллургического комплекса относится к компетенции МИТа, он считает целесообразным функции по утверждению плана горных работ в его компетенцию и передать.
На первоначальном этапе это надо сделать по крупным месторождениям, пояснил министр.
Для примера, за первое полугодие 2009 г. казахстанский экспорт минеральных продуктов составил 71,4%, металлов и изделий из них – 13,7%.
А наибольший удельный вес в общем объеме импорта за январь-июнь 2009 года составили: машины и различное оборудование – 35,1%, металлы и изделия из них – 26,8%.
Одна из крупных компаний в этом секторе ENRC экспортирует основную часть своей продукции российским и китайским потребителям, в число которых входят ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), UC Rusal и Серовский металлургический комбинат. Соколово-Сарбайское горно-обогатительное объединение, дочернее предприятие ENRC, добывающее железную руду, расположено недалеко от производственных мощностей ММК.
«Казахмыс» получает около 60% выручки от поставок продукции в Европу, в том числе в страны Западной Европы, и около 28% от поставок в Китай (данные S&P за 2008 год).
Это негативная новость для многих компаний, в первую очередь, для местных, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Если это решение будет окончательно оформлено, им придется изыскивать средства для создания таких производств. А это сотни миллионов долларов и вряд ли они смогут их привлечь быстро и на приемлемых условиях. И уж тем более, практически невозможно, что такие средства есть у них самих, считает он. Также, по мнению аналитика, для иностранных компаний, уже работающих в республике, вряд ли что-то изменится. Чтобы не портить отношения с другими государствами, эта норма вряд ли будет распространена на уже действующие соглашения и СП. А вот на новые месторождения, которые будут выставляться на конкурсы и аукционы, эта норма может быть введена, что, безусловно, снизит их инвестиционную привлекательность, если только власти республики не предоставят в качестве компенсации другие льготы.
Все-таки с трудом верится, что республика введет задним числом эти нормы, и все, кто уже осваивает различные месторождения, будут вынуждены создавать эти производства, отметил он в разговоре с «Къ».
Производить металлы придется:
— Относительно крупным холдингам (средние по международным меркам), которые контролируются казахстанскими предпринимателями. Это производитель медного концентрата АО «Казахмыс» и Eurasian National Resource Corp (ENRC), которая занимается производством железной руды, глинозема, феррохрома и электроэнергии.
— Такие компании, как ArcelorMittal Темиртау и АО «Казцинк», которые принадлежат стратегическим иностранным инвесторам.
— Небольшие компании, например, KazakhGold Group Ltd. и Oriel Resources PLC, контролируемые иностранными портфельными инвесторами (российскими).
— Компании, находящиеся под контролем государства, в частности АО НАК «Казатомпром», крупнейший в стране добытчик урановой руды и редкоземельных металлов.
Standard & Poor`s